Как начать бизнес? Руководство для тех, кто решился.
Начать бизнес — это не только амбициозная цель, но и серьёзный вызов самому себе.
В соцсетях все привыкли видеть только красивую картинку: работа из разных точек мира, постоянные перелёты и путешествия, работа по 2-3 часа в день. Спешу вас расстроить, но это не так.
Представьте, что вы просыпаетесь утром, хотите попить водички, а на вас начинает лететь со всех сторон — из рабочих чатов, новости о вступлении в силу нового закона, который напрямую влияет на вашу деятельность, сотрудник не вышел на работу без объяснения и это не прекращается. Так вот у фаундера такие дни чуть ли не каждый день. И возникающие проблемы нужно решать оперативно, потому что замедление может повлиять на компанию и сотрудников, работающих в ней.
Если вы, несмотря на мои «страшилки», продолжаете читать эту статью, вероятно вы всё-таки хотите рискнуть и запустить свой бизнес. В статье я расскажу:
1) Как выбрать нишу и как посчитать объём рынка?
2) Откуда брать деньги для финансирования и какие варианты есть?
3) Как привлекать первых клиентов?
4) Что делать, если на маркетинг нет бюджета?Как собрать команду и чем ей платить зарплату на первых порах?
Шаг 1. С чего начать?
Определитесь с нишей, которую вы хотите развивать. Чтобы было проще, задайте себе вопросы:
1) Чем вам искренне нравится заниматься? Что из этого вы сможете монетизировать?
2) Оцените свои навыки в выбранной нише. Что у вас получается хорошо? В какой теме вы разбираетесь?
3) Оцените спрос в этой нише. Какой объём рынка и растёт ли он? Сделать это можно двумя способами: самому или отдать на аутсорс компаниям, которые этим занимаются специализированно — так мы сделали для исследования рынка для нашего проекта UnderPix.
Но когда Smart зарождался, денег на это не было, и исследования я проводил сам. Я проверял спрос на нишу при помощи Яндекс.Wordstat. Сайт показывает количество запросов по ключевым словам за выбранный период, а оценить спрос на международном рынке можно при помощи Google Trends.
Если вы не знаете, какую нишу хотите занять, вам могут помочь эти сайты:
— Trendwatching.com (портал о перспективных отраслях бизнеса)
— Springwise.com (платформа о новаторских идеях в разных нишах)
—Trendhunter.com (самая крупная база идей и инноваций)
В них рассказывается о том, что сейчас популярно и трендово, а анализ предложений поможет сделать что-то инновационное.
4) Какой уровень конкуренции: красный/голубой океан? Подробно о преимуществах и недостатках каждого из видов конкуренции рассказывал в статье.
5) Подумайте, каким будет ваше конкурентное преимущество?
Шаг 2. Где брать деньги?
Начать бизнес без стартового капитала невозможно. Есть несколько вариантов, откуда можно привлечь финансирование:
1) Накопить и вложить собственные средства. Так начал я. Я накопил и вложил в развитие проекта 30.000 рублей. Эти деньги пошли на оплату сервисов и запуск рекламы на Facebook. Полученные деньги с оплаты заказов я реинвестировал обратно в оборот бизнеса.
2) Привлечь инвестиции. Подумайте, есть ли у вас в окружении знакомый, который мог бы стать потенциальным инвестором. Подготовьте для него чётко описанную идею и презентуйте её. Главное, не бойтесь отказов, они вероятно будут. Тренируйте навыки продаж и коммуникации, чтобы вам было легче вести диалог.
3) Одолжить у друзей и родственников.
4) Взять кредит в банке. Если у вас нет рабочей бизнес-модели, то начинать бизнес с кредита рискованно. Однако есть примеры, когда бизнес начинался с кредита и выстреливал. Например, основатель Under Armour — Кевин Планк — начал свой бизнес с кредита в банке и его бренд спортивной одежды стал одним из самых популярных в мире.
Если привлечь денег не откуда, есть другой вариант. Расскажу на примере Smart. В компании помимо меня ещё 3 партнёра, 2 из которых стали соучредителями без денежных вложений, а благодаря своей экспертности. Как это было↓
Партнёр пришла на линейную позицию и сказала, что ей не нужен большой оклад, она готова сначала показать результат, а потом уже решить, какая будет мотивация. Я согласился, и результат был.
Правило простое: если нет денег, связей — берите мозгами и своей экспертностью.
Шаг 3. Как привлечь первых клиентов?
Если у вас есть достаточное количество средств, то тут всё понятно: вы закупаете рекламу и, таким образом, привлекаете клиентов. Но что делать, если бюджета на маркетинг нет?
1) Ищите людей, которые готовы работать на перспективу.
Я начинал строить Smart с партнёрами, которые работали не на зарплату, а на перспективу. Сформированная команда облегчила принятие решений на первых порах и распределила зоны ответственности.
2) Вкладывать деньги в рекламу и реинвестировать прибыль туда же.
Когда я только создавал Smart, денег на продвижение у нас было немного, и мы привлекали первых клиентов самым доступным и дешёвым на тот момент способом — таргетированная реклама в Instagram/FaceBook*.
Также дополнительно мы создали небольшой лендинг, на который и вели клиентов.
3) Не торопитесь нанимать сотрудников.
Закрывайте позиции своими навыками и квалификацией, так делал я, когда начинали Smart. Я сам обрабатывал лиды: звонил клиентам и продавал; и даже сам собирал первый сайт.
4) Запустить сарафанное радио.
Этот способ является менее эффективным, с точки зрения времени. Но, если вы научитесь «влиять» на сарафанное радио, то сможете превратить аудиторию в лояльных клиентов.
Для этого:
Если вы хотите обрести базу в маркетинге, я в своё время усвоил её из книги Игоря Манна «Маркетинг без бюджета».
Шаг 4. Где брать команду, если платить зарплату нечем?
В одиночку тянуть бизнес тяжёло. Найдите людей, которые разделяют ваши ценности, и готовы будут работать над вашим проектом.
Как было у меня я рассказал выше в статье, но есть ещё два варианта, которые можно использовать на начальных этапах:
1) Брать сторонние проекты и платить зарплату из них. Так делал я. Сам закрывал многие позиции, но понимал, что без команды рост невозможен. Чтобы оплачивать зарплаты, я брал сторонние проекты и из этих средств платил сотрудникам, сам получая 30 000 - 40 000 рублей. Когда бизнес-модель заработала, мы начали нанимать новых людей, и сформировалась команда, которая принесла первые результаты.
2) Привлечь инвестиции. Если у вас нечем платить зарплату, вы можете привлечь инвестиции и перекрыть этими деньгами зарплаты сотрудников.
Подводя итог.
Начать бизнес — это вызов, но при правильном подходе, команде-энтузиастов вы можете превратить свою идею в успешный проект. Если вы верите в свою идею, топите до конца — так вы сможете добиться результатов.