Цифровая трансформация: как адаптировать бизнес к новым технологиям

Статистика, примеры, алгоритм действий

Цифровая трансформация: как адаптировать бизнес к новым технологиям

Еще до пандемии бизнес начал активно использовать цифровые решения. А в 2020 году, с переходом на удаленный формат работы, нахлынула настоящая волна цифровизации — и сегодня уже 90% компаний внедряют тот или иной вид новых технологий.

По прогнозу агентства Statista, цифровые решения принесут российской экономике $26 млрд. уже в 2025 году. Но как поспевать за трендами и грамотно провести цифровизацию? Каким образом она влияет на различные отрасли и чем поможет в бизнесе?

В статье поговорим о тенденциях в сфере цифровой трансформации, приведем примеры российских компаний и расскажем, какие шаги предпринять, чтобы преуспеть при внедрении новых технологий.

Ключевые тенденции цифровой трансформации

Как сообщают исследователи ВШЭ, 75% компаний, использующих цифровые технологии, применяют системы автоматизации бизнес-процессов, 50% производят с помощью технологий товары.

Рассмотрим, какие именно новшества гарантируют конкурентное преимущество сегодня.

1. Искусственный интеллект

ИИ имитирует человеческое мышление и способен выполнять сложные задачи: общаться с клиентами или анализировать базы данных. Каким бы ни был ваш бизнес — найдется искусственный интеллект, который принесет ему пользу. Например, нашумевшие нейросети ChatGPT и Midjourney помогут полноценно вести соцсети компании. Однако важно учитывать, что ИИ — это не заместитель человека, а инструмент.

Пример: в «Додо Пицца» ИИ используют, чтобы облегчить работу HR-отдела — специальный бот через звонки собирает обратную связь от клиентов и передает сотрудникам контакты людей, которым интересна работа в компании.

2. Автоматизация

Если ищете способы оптимизировать процессы и повысить эффективность сотрудников — на помощь придет технология, которая выполняет повторяющиеся рутинные задачи. Специальные роботизированные программы могут искать поставщиков, запрашивать цены и формировать бухгалтерские документы.

Пример: «Пятёрочка» использует цифровую HR-платформу Skillaz и автоматически проводит первичный поиск и отбор сотрудников — продавцов-кассиров, супервайзеров и даже директоров.

3. Кибербезопасность

Из-за перевода сервисов в онлайн компании часто подвергаются риску хакерских атак. Обеспечить конфиденциальность клиентов, повысить целостность данных и обезопасить транзакции помогут цифровые меры защиты. К ним относятся блокчейн, брандмауэры, технологии шифрования SSL и двухфакторная аутентификация.

Пример: для защиты своей инфраструктуры компания «Северсталь» установила системы сегментации сети и программные системы IDS, которые отслеживают трафик и помогают выявлять и устранять сетевые атаки.

4. Интернет вещей

Технология, которая позволяет устройствам взаимодействовать друг с другом. Бытовым примером здесь служат фитнес-трекеры и умные часы, а на производствах применяют специальные системы — от датчиков загрязнения воздуха до дистанционного запуска оборудования и маячков на транспорте.

Пример: благодаря платформе от СберМобайл группа компаний «Благо» на производстве своих растительных масел запустила цифровых двойников, чтобы моделировать на них любые изменения, а уже потом задействовать в действительности.

5. Цифровое проектирование и 3D-печать

Тренд возник после пандемии и активно развивается всего три года. Технология ускоряет производство материальных объектов: одежды, инструментов и даже индивидуальных протезов конечностей.

Пример: специалисты компании «Норникель» создают трехмерные модели металлических деталей, чтобы ремонт на производстве занимал как можно меньше времени.

Как цифровизация влияет на отрасли

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в 2023 году проанализировал более 4 тыс. организаций из 10 отраслей экономики.

Основные выводы:

• организации начали внедрять цифровые технологии еще до пандемии и фокусировались в первую очередь на автоматизации и Интернете вещей;

• новые технологии внедряют преимущественно на производстве и разработке товаров и услуг;

• цифровизацию сдерживает недостаток средств, отсутствие актуальных пакетных решений и необходимость обучать персонал;

• компании, которые только собираются внедрять новшества, планируют начать с ИИ и технологии больших данных;

• сильнее всего под влиянием технологий меняется сфера маркетинга и рекламы, далее идут закупки, разработка продуктов и логистика.

Максимально заметно цифровая трансформация сказалась на электроэнергетике: рост выпуска на 3,7% при увеличении индикаторов цифровизации на 1%.

Другие эффективные сектора экономики:

• производство электрооборудования — 3,6%;

• здравоохранение — 3,3%;

• обрабатывающая промышленность — 1,9%.

Однако по результатам совместного исследования Deloitte СНГ и SAP, лидерами цифровой трансформации в России являются b2c-компании, которые работают с потребителями напрямую. Банковский сектор имеет внушительную долю онлайна в бизнесе. Сфера торговли ищет каналы взаимодействия с клиентами. А телекоммуникационная отрасль развивает онлайн-аналитику.

Как преуспеть в цифровизации: 6 шагов

Цифровая трансформация приносит экономикам государств десятки миллиардов долларов и дает бизнесу мощное конкурентное преимущество. Несмотря на это, исследователи консалтинговой фирмы McKinsey подчеркивают, что в среднем компании реализуют только треть ожидаемых выгод от внедрения новшеств.

Нельзя внедрить технологию и сразу получить прибыль — к результатам приводит постоянная работа с технологическими решениями, сотрудниками и клиентами.

Какие преуспеть в цифровизации: 6 шагов

1. Цифровая дорожная карта

Сформулируйте видение и ценность трансформации, составьте подробный план. Необходимо четко понимать, к чему может привести то или иное нововведение, реалистично ли оно.

2. Кадровый резерв

Объедините вокруг себя лучших специалистов. Стремитесь к тому, чтобы профессионалы в области цифровых технологий работали внутри компании, а не только на аутсорсе.

3. Операционная модель

Самый сложный шаг, который затрагивает повседневную работу сотрудников. Изучите существующие операционные модели. Организуйте переподготовку кадров. Сформируйте многопрофильную команду, которая под вашим руководством будет внедрять новшества.

4. Работа с технологиями

Создайте портал самообслуживания — платформу для разработчиков, которая позволит легко получать доступ к цифровым инструментам компании и их настройке.

5. Работа с данными

Тщательно отсортируйте и организуйте данные, научитесь пользоваться облачными сервисами — это позволит масштабировать решения в будущем, улучшать качество обслуживания клиентов и снижать затраты.

6. Внедрение и развитие

Научитесь отслеживать эффективность технологий. Тратьте средства не только на сами новшества, но и на их внедрение — стимулируйте сотрудников и привлекайте клиентов.

Цифровая трансформация — это постоянное совершенствование.

Технологии не становятся, а уже стали частью нашей жизни, поэтому тотальная цифровизация бизнеса неизбежна.

Если вы хотите работать эффективнее, помогать клиентам получать большую отдачу от ваших продуктов и услуг — начните цифровизацию уже сегодня. И приготовьтесь к тому, что процесс трансформации будет продолжаться.

На программе ЕМВА в Школе Бизнеса «Синергия» отдельный модуль посвящен цифровой трансформации бизнеса. Узнайте, как системно внедрять инновационные решения в бизнесе, уже с 26 сентября.

11
Начать дискуссию