Как создать успешную швейную фабрику в России? Сколько нужно денег на создание производства? Интервью с гендиректором фабрики "Кампотекс"

Стоит ли открывать свое производство одежды в России? На этот счет есть множество точек зрения. Команда Textile Pro по-прежнему придерживается мнения, что для масштабирования бизнеса лучше искать фабрику в Азии.

Однако все же есть примеры хороших российских производств. Мы поговорили с генеральным директором швейной фабрики “Кампотекс” Верой Григорьевой, чтобы узнать, как создать свое производство в России и каких усилий стоит его развитие.

Вера Григорьева, генеральный директор швейной фабрики "Кампотекс"
Вера Григорьева, генеральный директор швейной фабрики "Кампотекс"

Почему в России так мало хороших швейных производств?

— Мы много рассказываем о производстве одежды в Китае, Индии, Бангладеш, и часто сталкиваемся с негодованием: "Да почему же нам свое производство не поднять! Это же не тяжелая промышленность, ничего тут сложного нет! Пусть на российских производствах наши бренды шьют! У нас тоже хорошо умеют!" Как человек, который много лет управляет российским производством, вы бы как ответили на подобные высказывания? Действительно ли дело в какой-то лени, халатности?

— Часто слышу подобные высказывания. Мне кажется, у России есть потенциал для развития производства одежды. Однако швейное производство — это сложный и многоуровневый процесс, требующий высоких стандартов управления, подготовки специалистов, обновления оборудования, что требует значительных вложений.

Так, для старта и запуска фабрики требуется от 25 миллионов рублей, но в процессе требуется постоянная модернизация — это еще около 3-4 миллиона в год. Не забывайте, что на этапе становления и развития фабрики вам потребуется еще минимум 6-7 миллионов в год. Проблема далеко не в нашей лени или халатности.

В России есть предприятия, создающие качественную продукцию, но это результат постоянного труда. Чтобы это стало возможным, необходимо регулярно вкладываться в людей, технологии и общую инфраструктуру. В Китае и Бангладеш, к примеру, текстильная промышленность поддерживается государством, а также низкими трудовыми затратами, что почти невозможно повторить в российских условиях. Но если мы хотим развивать локальное производство, нужно быть готовыми к долгосрочным инвестициям и комплексному подходу.

Для примера, после 10 лет эксплуатации любой фабрике нужен капитальный ремонт сооружений. По текущим ценам это около 15 миллионов рублей.

Фото с фабрики "Кампотекс"
Фото с фабрики "Кампотекс"

— Как вы думаете, почему у нас так мало хороших производств? Как вы смотрите на эту проблему в целом в отрасли? Чего нам не хватает и куда следует направить усилия?

— В России не так много производств, соответствующих мировым стандартам. Сказываются недостаток инвестиций в модернизацию оборудования и отставание от передовых технологий. А без этого ни одно предприятие не сможет оставаться конкурентоспособными, а качество продукции будет посредственным.

Не все еще пользуются существующими субсидиями и льготами, которые можно использовать для модернизации производства. Не могу сказать, почему это происходит: то ли из-за незнания, то ли из-за страха бюрократических сложностей.

Есть еще такой момент: некоторые компании слишком фокусируются на снижении затрат, что сказывается в дальнейшем на качестве продукции.

Я считаю, преодолеть существующие проблемы можно, если нацелиться за долгосрочный рост, а не на быстрые результаты. Планировать загрузку производственных мощностей, оценивать итоги работы.

Важен и вопрос кадров: не хватает квалифицированных специалистов, а для их подготовки предприятиям необходимо самим развивать учебные программы и стажировки, сотрудничать с профильными учебными заведениями. Сейчас профессия швеи востребована как никогда. Но молодые люди крайне редко идут в швейные колледжи, никто не думает, что здесь есть какие-то деньги. Хотя сейчас в отрасли за профессиональных швей крайне высокая конкуренция, и они могут претендовать на высокий уровень зарплаты.

— Вы свои учебные программы развиваете?

— Да, начиная со школьников. Проводим экскурсии на производство, выступаем в школах перед родителями и учениками.

Работаем со студентами. Например, помогаем проводить лекции по специальности: на базе производства организован учебный класс. Приглашаем ребят на практику, предлагаем стипендии. Я сама выступаю перед студентами, к тому же, первое образование у меня педагогическое. Стараемся посещать все защиты дипломов по швейным специальностям в Псковской области.

Когда к нам приходит новый сотрудник, он вовлекается в систему наставничества, в программы повышения квалификации, тренинги, курсы. После трудоустройства обучение не останавливается — оно продолжается на протяжении всей карьеры.

Фото с фабрики "Кампотекс"
Фото с фабрики "Кампотекс"

Как создать швейную фабрику в России

— С чего начиналось ваше производство?

— Прежде чем приступать к созданию швейного производства, нужно понимать, будет ли твой продукт востребован. Мое производство строилось и строится на развитии собственного бренда.

Бренд начинался с продукции, которая не требует технологической разработки. На самом производстве занимались, в основном, окантовкой. Делали пледы, подушки, согревающую продукцию из трикотажного полотна. Само полотно, кстати, создавалось по моим техзаданиям на фабрике в Италии.

— Как появились ваши бренды?

— Наша компания сейчас развивает два бренда Woolhouse и Alpecora. У обоих есть своя философия.

История Woolhouse начиналась для меня со знакомства с полотном, с качеством этой шерсти, фабриками Италии и их технологиями. Первые осторожные шаги в бизнесе я стала делать в 2005 году, тогда в Пскове появился небольшой уютный магазин изделий из натуральной шерсти, стала изучать рынок, постепенно у меня родилось имя для продукта — Woolhouse (Дом шерсти).

После я открыла небольшой цех в Пскове, мы стали создавать свою линейку продукции из тонкорунной шерсти. Главная идея: использование полотна с ворсом из 100% шерсти австралийских овец-мериносов. Значимым этапом в моем развитии стало открытие собственной фабрики в городе Остров Псковской области.

— А как вы пришли к этому?

— В какой-то момент стало очевидно, что наши производственные мощности не соответствуют темпам роста продаж. Тогда и возник вопрос о расширении и поиске нового помещения. Мы случайно узнали о заброшенной фабрике в Острове — это было довольно известное в Советском Союзе предприятие, которое не использовалось около 20 лет. Стало понятно, что здание требовало значительных инвестиций и реконструкции, но потенциал места покорил нас.

Мы провели полную реконструкцию в течение года, обновили и оснастили фабрику современным оборудованием. Так мы расширили производственные мощности и собрали команду, которая постепенно выросла с 20 человек до 300.

Если в 2007 году у нас была одна бригада, то спустя семь лет у нас появилось два цеха: один занимается производством одежды, второй — пошивом пледов, сувениров, обуви, домашней одежды, согревающих аксессуаров. Выпуск продукции растет с каждым годом. Так, в прошлом году мы произвели около 220 тысяч единиц продукции, основной объем — это одежда.

— Второй бренд появился позднее?

— Да. В 2013 году в Италии я познакомилась с дизайнером Андрианой Сорджи, посетила ее тренд-бюро. Мы тогда несколько дней вместе ездили по фабрикам и делились идеями. Я предложила Андриане разработать коллекцию под мой концепт: совместить натуральность, природные мотивы и мастерство самого дизайнера.

Так и появился Alpecora, бренд одежды для осознанных женщин, которые ценят натуральные ткани и продуманный гардероб. Alpe — альпийские мотивы, pecora — «овечка» с итальянского. Первую коллекцию мы отшили на итальянской фабрике Evromoda.

В феврале 2015 года коллекция была представлена в Москве на главной выставке CPM Collection Premiere Moscow. На выставке Alpecora был представлен в Итальянском павильоне. Этим мы особенно гордимся. Тогда нас заметили российские мультибрендовые магазины, мы получили первые заказы.

Бренд развивался. Я стала подбирать специалистов в команду, создала в Москве лабораторию. Мы начинали с небольшого экспериментального цеха, делали первые шаги. Через полгода мы выпустили первую коллекцию в России.

Сейчас в команде московской лаборатории работает 20 человек — это коллектив из дизайнеров, конструкторов, технологов, лаборантов и менеджеров.

Свои бренды помогли укрепить позиции нашего производства на рынке, придать ему уникальность. Мы понимали, что развитие брендов — это инвестиция в будущее, и хотя путь был непростым, он того стоил.

Фото с фабрики "Кампотекс"
Фото с фабрики "Кампотекс"

Как сделать фабрику успешной?

— Если резюмировать ваш опыт, какие бы советы вы дали тем, кто только начинает развивать свое производство?

— На мой взгляд, на успех повлияют следующие факторы:

  • Четкий выбор направления — например, мы решили делать продукцию из натуральных материалов для наших брендов WoolHouse и Alpecora.
  • Регулярные инвестиции в оборудование
  • Постоянное обучение команды
  • Регулярная работа над ошибками, оптимизация процессов
  • Личное общение с поставщиками и налаженная логистика

Почему это получается не у всех? Думаю, часто недооценивают сумму вложений, не занимаются долгосрочным планированием. К сожалению, универсального ответа тут не будет, важно еще не бояться делать.

Если понравилось интервью, ставьте лайк и подписывайтесь на мой Телеграм-канал о производстве одежды в Азии. В нем я рассказываю о работе с фабриками Китая, Индии, Бангладеш, делюсь кейсами и раскрываю нюансы производства

22
4 комментария

Кто рискнет вкладываться в производство в России?

Ответить

Кто может долгосрочно что-то планировать в России?

Ответить