Как внедрить голливудскую профессию на российский кинорынок? И запустить на этом онлайн-школу

Как внедрить голливудскую профессию на российский кинорынок? И запустить на этом онлайн-школу

Несколько лет назад Олеся Грибок — лидер сообщества актёров — проводила мастер-класс в киношколе ЦЕХ. Там мы и познакомились.

Посмеялись, конечно, над тем, что фамилии похожи. Решили, что это судьбоносная предпосылка для какого-нибудь коллаба.

После этого мы не общались, но я наблюдал за развитием карьеры Олеси в соцсетях. За эти годы она написала книгу и запустила онлайн-школу по менеджменту киноактёра, придумала свой фирменный формат рилсов «актёру важно знать/уметь...», собрала почти 200 тыс. подписчиков в Instagram* и почти 1 млн на YouTube.

О том, как Олеся внедрила в российскую практику профессию талант-менеджера и почему эта профессия востребована не меньше, чем актёрский агент, читайте в отрывке из нашего интервью.

— Олеся, ты сама была талант-менеджером 5 лет, запустила онлайн-школу по этой профессии, выпустила на рынок уже 70 специалистов. Объясни, в чём разница между агентом и талант-менеджером? Как вообще пришла идея эту профессию продвигать в России?

— Это типичная схема американского рынка кино, где отдельно есть актёрский агент, как представитель актёра, и есть талант-менеджер. Но в Америке они законом разведены. Агент обязан иметь лицензию, обязан иметь офис и не имеет права зарабатывать больше 10% комиссии. При этом он за эту лицензию имеет право представлять интересы актёра, управлять его счетами, пользоваться его документами. А талант-менеджер не обязан иметь офис, не обязан иметь лицензию, он имеет право зарабатывать больше 10% комиссии, но при этом он не имеет права подавать актёра на пробы, он не имеет права владеть его документами, каким-либо образом представлять его на проектах.

В России киноиндустрия не настолько защищена и урегулирована с точки зрения закона. Агенты есть, а талант-менеджеров нет. При этом, когда случилась пандемия, все кинематографисты вышли в онлайн и стали говорить, как много нужно делать актёрам с точки зрения самопрезентации и самопродвижения. Агент этого делать не будет, у него другие задачи. Кастинг-директор тоже не обязан объяснять актёру, как делать портфолио, как снимать визитку, как готовиться к пробам. Это не работа кастинг-директора.

И тогда стало понятно, что нужен какой-то профессионал, который будет актёрам помогать проходить весь этот путь и намного заранее готовить их к тому, как будет развиваться их карьера. Если агент продаёт актёра здесь сейчас, то талант-менеджер всегда думает наперёд. Он всегда думает о том, что будет с актёром через год, через 5 лет, через 10 лет, что нам сделать, чтобы заранее попасть в проект. Проекты же анонсируются за несколько лет до того, как они даже приступают к этапу кастинга, и всё это известно. И агенту невозможно охватить все проекты, когда у него в агентстве 40−140 актёров, а у талант-менеджера их немножко. Как правило, два-три.

— Правильно я понимаю, что талант-менеджер нужен актёру только на старте его карьеры. А если ты уже сложившийся медийный актёр, условно, Хабенский, то тебе талант-менеджер уже не нужен, у тебя всё случилось.

— Талант-менеджер нужен каждому актёру, у которого есть цели. Если у крупного, снимающегося, медийного актёра появляется цель, вероятнее всего, у него нет времени этим заниматься.

— Как такого человека найти, как понять, что этот человек сможет в твоей карьере помочь, а не навредить? Можно же навредить?

— Давай порассуждаем. Навредить начинающему актёру, наверное, можно — если потерять репутацию, например. Есть какие-то репутационные риски, потому что коммуникацию за тебя ведёт другой человек, но этот риск есть и с агентом, и гораздо больший, потому что агент никогда не расскажет актёру, что он делает, как он получает проекты, и как он коммуницирует. У талант-менеджера и актёра большая сила в том, что они всё друг про друга знают. Если я сегодня с кем-то познакомился — я ставлю в известность талант-менеджера. Он получил новые контакты — он ставит в известность меня. Я понимаю, как мы создаем портфолио, почему мы делаем именно такое портфолио. Агент ставить актёра в известность не будет.

— Хорошо, мы всё-таки не ответили на вопрос, как найти правильного талант-менеджера. Вообще, много таких людей сейчас на рынке, которые называются талант-менеджерами и являются таковыми?

Да, сейчас буду больно делать артистам, но я думаю, что предприниматели меня поймут. Такого человека лучше всего вырастить. Сто процентов есть в окружении человек, который уже даёт тебе советы, которые, скорее всего, тебе не нравятся, потому что ты знаешь, что они правильные. Скорее всего, есть человек рядом, который очень верит в тебя, но, например, сам не верит и не понимает, что такое киноиндустрия, что в ней можно работать. Такому человеку можно подсказать. Есть мои выпускники, большинство из них работает в индустрии, но это ведь штучная работа. Очень часто приходит, например, девушка, которая встречается с молодым человеком, и она занимается только им как артистом. Родители детей-актёров приходят учиться, бывшие юристы, экономисты и так далее. Поэтому я всегда говорю: есть такой человек в окружении, приводите, пускай он учится для вас и с вами работает во время учёбы. Не всегда эти отношения прям сохраняются, но с огромной вероятностью.

— Как получилось, что ты написала книгу? Как ты дошла до этого?

— Это было 10 лет назад, я съездила в Америку на съёмки полного метра, увидела индустрию, как она работает, и индустрию, в которой знания доступны. Вернулась в Беларусь, стала давать мастер-класс по менеджменту киноактёра, для актёров, которых я знаю, в киношколе в Минске, а потом поняла, что есть, оказывается, большая проблема — это пропасть между актёрами и киноиндустрией. Просто пропасть. Люди, которые вообще на разных льдинах находятся. Они вроде бы смотрят друг на друга, но это невозможно преодолеть.

— Почему так получилось?

Это расстояние. Слишком быстро развиваются технологии, развивается кино, слишком медленно развивается образование.

— А книга как-то изменила твою жизнь, отношение к тебе людей в индустрии?

До сих пор она не принята ни гильдией кастинг-директоров, ни гильдией агентов, потому что индустрии не очень интересно, чтобы актёры были умными, чтобы они понимали, как работает киноиндустрия. Возможно, сами актёры не готовы к каким-то таким прям глобальным переменам. Книги достаточно, то есть то, что она есть — это правильно. Это первый шаг. Если смотреть, например, на американскую индустрию, которая развивается в плане талант-менеджеров сто лет, то я со своими книгами за десять лет сделала 10% работы, которая должна быть сделана здесь, на нашем рынке, чтобы это стало нормой и чтобы действительно в институте каждый студент сдавал зачёт по портфоло, по самопрезентации, по коммуникации, понимая, кто перед ним, кастинг-директор, режиссёр или продюсер или сценарист. Это всё разные креативные части производства.

— Звучит так, что ты встала в оппозицию к мейнстриму, ломаешь индустрию…

Я встала на сторону актёров, я не в оппозиции. Я просто стою вместе с актёрами, которые, поступая в театральный институт, не знают, что такое кино-актёр. Ты идёшь на площадку, ты не знаешь, что там будет, как будут проходить пробы, как вести коммуникацию, что такое гонорар. Некоторые актёры, когда поступают, думают, что у них будет зарплата. И они не понимают, что это проектная работа, в которой ты всю жизнь будешь искать проекты. Будь хоть ты топовый артист с самым высоким гонораром — ты всегда будешь думать, какой проект будет через год, через два года, через пять лет. И точно так же актеры эпизодов должны рассчитывать, что в этом месяце мне нужно пять рабочих дней, пять съемочных дней, чтобы я закрыл базовые потребности.

Поэтому я обожаю об этом говорить с актёрами, и когда я вижу, что школьники… Вот у меня есть прекраснейшая девочка в Астрахани, которая в 10 классе перешла на домашнее обучение, чтобы готовиться к поступлению. Она пишет пробы, у неё есть талант-менеджер в Москве, она приезжает на пробы сюда регулярно, снимается в коротких метрах. Она на уровне выпуска из школы, поступления в театральный институт уже точно знает, куда она приходит и делает осознанный выбор. Вместо того, чтобы выпускать там тысячи актёров, которые не готовы к работе в киноиндустрии, наверное, можно как-то их просветить пораньше немножко, чтобы они почитали и знали.

Полное интервью смотрите на канале «ГРИБАНОВ»:

Подписывайтесь на мой телеграм , чтобы не пропускать новые видео:

*Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена.

1
Начать дискуссию