Эмпатия, карьерный рост и спорт: как ресторанам привлекать и удерживать сотрудников в 2025 году

Кадровый голод сильно мешает сфере общепита: сейчас кафе и ресторанам не хватает около 30 тысяч работников. Расспросили экспертов из Eggsellent, «Кулек», «Блок», «Хурма Group of Companies» и Chang Cafe, о том, как сейчас привлекать и удерживать сотрудников.

Число вакансий в сфере обслуживания заведений выросло на 28%. Кадровый голод усиливается конкуренцией, например, с маркетплейсами, сервисами доставки, где зарплата выше.

Кадровый голод только усугубляется. В индустрию не идут люди, а трудовые мигранты из-за сложностей с оформлением выбирают другие страны для работы. Найти поваров и официантов, наверное, это самая большая боль.

Евгения Ноготкова, территориальный директор «Кулек»

И сейчас есть ребята, которые готовы вкладываться и показывать крутой результат. Главный вызов ― находить эти изумруды среди соискателей и быть для них привлекательными.

Екатерина Ли, управляющая проектами Chang Cafe в Москве

Рынок такой, каким его видит потребитель, назовёшь рынок дефицитным - не увидишь возможность привлечь новых “клиентов”, в нашем случае, новых сотрудников. Да, ситуация изменилась, следует не только расширять воронку, но и безусловно работать над удержанием.

Назели Погосян, ex-HRD ресторанов HURMA, HRBP HURMA Consulting

Привлечение: удобный график, английский и массаж

Рестораны адаптируют практики крупных компаний: запускают ДМС в компании, оплачивают отпуска и больничные.

Мы ввели ДМС пока только для поваров: считаем, что в общепите у них самая серьезная нагрузка. Пока на всю компанию мы не можем себе позволить раскатить, берем эту высоту постепенно.

Светлана Михалева, CEO и кофаундер Eggsellent

Крупные ресторанные сети часто указывают обучение английскому как одно из преимуществ работы в компании и этим задают тренд в отрасли.

Я мечтаю ввести занятия английским в Chang: c каждым сезоном у нас все больше иностранных гостей, и мы замечаем, что много молодых ребят боятся подходить к гостям, потому что не знают языка. Так что мне кажется, это важно.

Екатерина Ли, управляющая проектами Chang Cafe в Москве

У нас очень широкая матрица бенефитов: занятие английским языком, психолог, абонементы от Фитмост, третий оплачиваемый отпуск для сотрудников, проработавших в компании от 3х лет, ежемесячные бесплатные корпоративные мероприятия: футбол, волейбол, пинг-понг, поход за грибами, просмотр фильмов под открытым небом, также сотрудникам предоставляется корпоративная скидка не только в наши проекты, но и партнёрские от автошколы до стоматолога.

Назели Погосян, ex-HRD ресторанов HURMA, HRBP HURMA Consulting
Эмпатия, карьерный рост и спорт: как ресторанам привлекать и удерживать сотрудников в 2025 году

Отдых как привилегия

Работа в ресторане ― достаточно затратная физически и эмоционально работа. При этом для того, чтобы быть в форме, сотрудникам важно качественно отдыхать.

В KULEK важно, чтобы не только гости, но и наша команда чувствовали себя на высоте. Поэтому мы запустили для сотрудников Fitmost — чтобы было проще найти время для себя: потренироваться, расслабиться в спа или просто попробовать что-то новое. Отдохнувшие и довольные люди делают наш сервис ещё лучше!

Евгения Ноготкова, территориальный директор «Кулек»

После открытия второго проекта в Москве мы ощутили потребность больше поощрять команду и давать людям возможность отдыхать после работы, чтобы предотвратить хроническую усталость и выгорание. Мы подключились к Фитмосту с августа. На ура идут массаж и маникюр ― это самые популярные направления.

Екатерина Ли, управляющая проектами Chang Cafe в Москве

Мы используем баллы Фитмоста как премию для “хороших людей”: например, за то, что хороший человек на протяжении месяца пек пирожки на стафф, вместо того, чтобы сварить гречку с сосисками. Самые популярные направления у нас ― это маникюр, массаж и аэротруба.

Светлана Михалева, половинка Eggsellent

Мне нравится, что баллы Фитмоста пользуются популярностью у сотрудников как линейных, так и топовых позиций. Ребята занимаются спортом, ходят на йогу, массаж и бьюти-процедуры.

Назели Погосян, ex-HRD ресторанов HURMA, HRBP HURMA Consulting
Эмпатия, карьерный рост и спорт: как ресторанам привлекать и удерживать сотрудников в 2025 году

Удержание: прозрачность, карьерное развитие и впечатления

Выстраивание открытой коммуникации в команде

Согласно исследованию Talantix, в топ-3 причин для увольнений вошла низкая зарплата (70%), токсичное руководство (56%) и конфликты с коллективом (44%). Но сотрудников можно удержать, если вовремя выявить точку напряжения.

Мы проводим сбор обратной связи раз в пару месяцев. Болевые точки ищем разными способами: делаем анонимные анкеты с вопросами, на которые редко честно ответят вживую. Если есть срочные проблемы - делаем собрание и обсуждаем. На первом этапе это помогает найти варианты решения.

Екатерина Ли, управляющая проектами Chang Cafe в Москве

Кроме того, в Chang Cafe плотно работают с обратной связью от сотрудников, которые уходят из компании: «Обязательно проводим оффбординг: порой, если честно поговорить о том, что человека не устраивает и предложить альтернативу, он может изменить решение.

Екатерина Ли, управляющая проектами Chang Cafe в Москве

Помимо классических опросов eNPS и Gallup тест, мы ввели программу “тайный сотрудник” по аналогии с тайным покупателем, для того чтобы выявить узкие места в адаптации новеньких.

Назели Погосян, ex-HRD ресторанов HURMA, HRBP HURMA Consulting
Эмпатия, карьерный рост и спорт: как ресторанам привлекать и удерживать сотрудников в 2025 году

Карьерное развитие

Ресторан «Блок» растит руководителей внутри компании: «Мы стараемся удерживать звезд, чтобы они оставались как можно дольше. Часто растим руководителей внутри: у нас так много внутренних нюансов, что нам проще подготовить своего руководителя, чем взять готового с рынка.

Лидия Мельман, HR BP ресторана «Блок»

Кроме того, у сотрудников есть возможность проходить кросс-стажировки в ресторанах сети в других регионах или даже перейти в управляющую компанию ― «Блок» входит в группу Александра Раппопорта: «У нас очень много таких примеров. Так, юрист дорос до старшего юриста, а потом ушел в управляющую компанию и сейчас отвечает за работу подразделения, а шеф-повар вырос до бренд-шефа и координирует меню нескольких ресторанов.

Лидия Мельман, HR BP ресторана «Блок»

Я нескромно заявлю, что наша компания считает обучение и развитие сотрудников основной своей ценностью, многие руководители ― это выросшие у нас линейные сотрудники. У нас внедрено наставничество, онлайн и офлайн обучение на всех уровнях, а самое главное, что с первого дня сотрудник знакомится с карьерным треком и знает, каких результатов ему нужно достичь, чтобы получить промоушн.

Назели Погосян, ex-HRD ресторанов HURMA, HRBP HURMA Consulting

Рестораны, которые делают ставку на поддержку сотрудников и их развитие, выигрывают в конкурентной борьбе за кадры. Удобный график, доступ к обучению, приятные бонусы и возможность расти внутри компании создают условия, в которых хочется работать. А если добавить эмпатию и честную коммуникацию, то можно не только привлекать новых людей, но и удерживать тех самых «изумрудов», которые помогают двигать бизнес вперед🚀

3
Начать дискуссию