Маркетинг Bionicle и как они помогли выжить Lego

Hot Wheels, PlayStation и Bionicle от LEGO — культовые игрушки, сформировавшие целое поколение детей начала 2000-х. Bionicle особенно выделялись на фоне классических металлических конструкторов: гибкий пластик позволял создавать подвижные фигуры и открывал новые возможности для творчества.

В 2001 году, когда вышла одна из первых линеек Bionicle, эти конструкторы произвели революцию в детских игрушках. Ближайшие 8 лет они оставались одним из самых популярных продуктов LEGO, во многом благодаря тому, что предложили принципиально новый подход к конструированию.

Вот они, слева направо
Вот они, слева направо

Но за успехом этого всего стояло много работы и было приятно узнать, как эта линейка помогла Lego пережить финансовый кризис.

Еще приятнее осознать, какой крутой маркетинг у них был (отчасти, опередивший свое время).

Что было?

В конце 90-х Lego могла исчезнуть. Компания слишком много тратила на свой парк развлечений Legoland, делала новые продукты (и даже одежду), которые не заходили аудитории, и проигрывали видеоиграм.

И вот в 2001 году удача улыбнулась Lego.

1 момент: вышел Гарри Поттер. Warner Bros предложили Лего купить лицензию на выпуск наборов. Лего отказались, но потом после успеха фильма переобулись. Если что, Лего вообще давно работает по этой системе —> платит роялти правообладателям в районе 15-20% с продаж. Кроме ГП еще крайне успешны наборы Star Wars, и вообще Лего 40% выручки получает как раз с лицензионных наборов.

2 момент: Lego запускает Bionicle, свой бренд с огромным ЛОРом, построенным на деталях Lego Technic. Пластиковые роботы, появлявшиеся каждые полгода, как сериал.

Один из первых наборов Lego по Гарри Поттеру
Один из первых наборов Lego по Гарри Поттеру

Почему Биониклы это круто?

Помимо того, что никому не нужно платить роялти — крут был их маркетинг. Lego полностью поменяла подход и сделала ставку на погружение во вселенную.

Помимо самих Биониклов их вселенная раскрывалась через книги, фильмы, комиксы McDonald’s, веб-сериалы, Flash-игры и ARG-квесты. Для начала нулевых это было не просто смело, а...

Мало того, в каждом наборе был классный апселл. Ты заканчиваешь собирать нового бионикла, а тут сразу показывают, что если купишь еще 1-2, то соберешь одного мега-омега бионикла.

Получается тут секреты успеха:

— Первый успешный трансмедийный проект LEGO (омниканальность через медиа)
— Сильное комьюнити-построение (форумов была тьма)
— Апселлы + довольно регулярный темп выпуска новых серий

Легендарный фильм сначала был выпущен на VHS, а потом на DVD
Легендарный фильм сначала был выпущен на VHS, а потом на DVD

В итоге к 2007 году на Биониклов приходилось 25% прибыли компании, а франшиза состояла из 340 наборов, более 30 книг и 4 полнометражных мультфильма. Самое важное — благодаря своей глубине и проработке, они смогли привлечь не только детей, но и подростков (таргет аудитория была 8-16 лет).

Финал истории

Но, к сожалению, уже к 2010 Биониклы стали проблемной частью компании. Продажи падали, потому что поколение фанатов уже выросло, а новое не смогло вкатиться из-за того, что нужно было слишком много читать и смотреть, чтобы понять ЛОР 🥲

Кроме того, к тому моменту Lego уже окрепла, и Биониклы сильно выбивались из остальной линейки. Да и детали были дороже из-за того, что они не подходили к другим наборам.

В общем, всё то, что помогло Биониклам стать феноменом в начале нулевых их и потопило к 2010 году. Lego пыталась возродить франшизу в 2015, но слишком упростила дизайны, так что всё было тщетно.

Много пишу про кейсы роста и провалов компаний с кратким бизнес-анализом в своем Telegram-канале

Например, недавно рассказал:

6
1
5 комментариев