Андрей Малов: «Технологический суверенитет важнее импортозамещения»

«Наш главный актив — люди. У компании нет заводов или пароходов, её основная ценность — это команда разработчиков, аналитиков, менеджеров».

Андрей Малов
Андрей Малов: «Технологический суверенитет важнее импортозамещения»

Привет, VC! Я — Александр Сельдемиров, владелец и генеральный директор компании ITQuick. В конце 2024 года мы объединились с компанией БИС — одним из ключевых игроков на рынке автоматизации банков. Это не просто партнёрство: мы синхронизировали команды, компетенции, цели и взгляды на рынок. Для клиентов это означает более широкий технологический стек, ещё более гибкие решения и уверенность в том, что с нами можно выстраивать долгосрочные партнерские отношения. Банковский рынок — один из самых консервативных, и здесь трудно удержаться без репутации надёжного, проверенного временем партнёра. Компания БИС смогла это сделать, оставаясь в авангарде технологического прогресса вот уже более 30 лет. О том, как БИС преодолевала вызовы и чем сегодня живёт бизнес, мы поговорили с её генеральным директором Андреем Маловым.

  • Бизнес-профиль компании БИС:
    📅 Основана: 1991 год
    👥 Сотрудники: более 300 человек
    🏦 Клиенты: 20+ банков в России и СНГ
    🤝 Слияние: объединение с ITQuick в 2024 году

— Андрей, ваш приход в компанию БИС кажется случайностью. Вы сами так думаете?

— Скорее, это была закономерная случайность. В середине 90-х я работал в компании, которая занималась внешнеэкономической деятельностью, и наш офис просто был по соседству с офисом БИС. Мы часто по-соседски общались с Олегом Сушковым, одним из акционеров компании, и через некоторое время он предложил мне перейти в БИС. Я довольно долго размышлял над его предложением и даже пошёл специально поработать начальником операционного управления в коммерческий банк, чтобы лучше понять банковскую специфику. В 1999 году я принял его предложение и стал финансовым директором компании.

— Как вы можете описать основные этапы, которые компания прошла с момента вашего прихода?

— Я пришёл, когда компания была ещё небольшой, всего человек 50, но она уже начала стремительно расти. К моменту моего прихода в портфеле заказчиков БИСа уже были такие известные игроки на финансовом рынке как Банк Империал, Автобанк, Промторгбанк. В 1999 году мы заключили крупный контракт с Гута-банком, который со временем стал ВТБ24, а затем после серии слияний и единым ВТБ. В начале 2000-х мы автоматизировали Россельхозбанк (Головной офис и 78 филиалов по всей стране), активно внедряли наши решения в дочерних структурах иностранных банков, активно входивших на российский рынок. За десять с небольшим лет более 100 банков стали нашими клиентами, а общее количество внедрений перевалило за 500. Весь этот путь был очень динамичным и полным вызовов.

— Что позволяет компании стабильно расти уже столько лет?

— Наш главный актив — люди. У компании нет заводов или пароходов, её основная ценность — это команда разработчиков, аналитиков, менеджеров. Мы всегда стремились сохранять коллектив, поддерживая и развивая ценности семейной корпоративной культуры, поощряя наставничество и командную работу. Более того, сейчас в компании уже работают династии, когда сыновья приходят вслед за отцами.

— Кто ваши основные клиенты и как вам удаётся удерживать их так долго?

— На сегодняшний день у нас более 20 банков-клиентов в России и СНГ, включая дочки международных банков из Германии, Южной Кореи и Скандинавии. Наш бизнес — это не продажа коробочных решений. Каждый клиент получает кастомизированный продукт, который развивается вместе с его бизнесом. Для нас каждый клиент — это долгосрочный партнёр. С некоторыми банками мы работаем уже более 20 лет.

— Компания БИС пережила все экономические кризисы новой России. В чём особенности современных вызовов по сравнению с прошлыми?

— Предыдущие кризисы были понятными и цикличными: мы знали, что спад сменится подъёмом. Нынешняя ситуация другая — санкции и необходимость технологического суверенитета задают совершенно новый уровень неопределённости. Все банки, крупные предприятия использовали преимущественно импортное программное обеспечение, оборудование, компьютеры, сервера, средства связи и так далее. Опять же, западные платёжные сервисы занимали доминирующее положение на рынке. Тот же самый SWIFT, от которого нас так долго грозились отключить и в итоге отключили, Visa, MasterCard, American Express ушли с российского рынка. Просто никто не думал о том, что рано или поздно могут нажать на кнопочку, и всё это перестанет работать. Возможно, если бы об этом кто-то рассказал в 95-96 году, все покрутили бы пальцем у виска и сказали: «Вы что, сумасшедшие? Мы просто встанем тогда. Мы не сможем жить и дышать». Но мы смогли, и предпочитаем видеть в этом новые возможности. Термин «импортозамещение» я не очень люблю, он звучит слишком механически. Мне ближе более широкое понятие «технологического суверенитета» — это наша стратегическая цель.

— То есть вы воспринимаете санкции как окно возможностей?

— Абсолютно. Рынок сейчас похож на целину, на непаханое поле. Западные вендоры ушли, а мы должны не просто заместить их продукты, но и создать что-то принципиально новое, лучшее. И здесь огромный потенциал для роста нашей компании.

— В таком случае, какие сейчас ваши главные конкуренты на российском рынке?

— Сейчас все российские IT-компании стали нашими партнёрами и конкурентами одновременно. У нас у всех одна задача — построить технологически суверенный рынок. Выбора другого нет, и это нас всех объединяет. Работы хватит всем!

— Насколько трудно перестраивать бизнес-процессы в компании-мастодонте?

— Знаете, мне очень понравилась фраза Германа Грефа, когда он 10 лет назад пришёл в Сбербанк. Сбербанк считался тяжёлой, неповоротливой структурой, и Греф сказал: «Мы заставим этого слона танцевать». Вот и мы в компании БИС стараемся быть, как вы сказали, мастодонтом — надёжным и устойчивым, с богатым опытом и историей, но при этом способным к изменениям и инновационному развитию, танцуя в ритме времени.

— Важным событием стало ваше объединение с компанией ITQuick. Чем обусловлено это решение и какие новые возможности оно открывает?

— Идея объединения с ITQuick родилась естественным образом и базировалась на нашем многолетнем сотрудничестве. Компетенции наших компаний идеально дополняют друг друга, синергетический эффект очевиден: мы — эксперты в банковских технологиях, а ITQuick — настоящие мастера по привлечению и эффективному управлению высококлассными разработчиками. Объединение позволило нам сформировать настоящую Dream Team, удвоить штат сотрудников и существенно ускорить разработку новых решений.

Время – самый ценный ресурс и то, что необходимо завтра, после завтра уже может быть никому не нужно на нашем рынке, поэтому наша философия -- быстрое, точное и эффективное развитие. Можем взять теперь от названия ITQuick суффикс quick, quickly - быстро! Получится БисКвик:)

— Расскажите, пожалуйста, про основные направления, в которых работает БИС

— Компания БИС прежде всего занималась созданием систем класса АБС, автоматизированных банковских систем, по своей сути — это сердце банка, его двигатель. Она отвечает за всю операционную деятельность: главная книга, расчетный центр, бухгалтерский и налоговый учет, учет всех видов кредитных и депозитных операций, формирование обязательной отчетности для ЦБ и других контролирующих органов. Без корректной работы АБС банк просто не может полноценно функционировать. Даже самый привлекательный дизайн и удобный клиентский сервис не имеют значения, если у вас не работает вся эта «внутренняя кухня», заложенная в АБС.

— Ваша компания уже более трех десятилетий занимается разработкой таких систем. Расскажите, как БИС начинала свой путь и какой была первая система?

— Наша первая система называлась «БИСквит». Название родилось в результате присоединения к БИС бухгалтерского термина «квитовка», хотя, признаюсь, маркетинговые эксперименты с образами торта и бисквитов у нас тоже были. Это был период конца 90-х и начала нулевых — тогда у нас был настоящий золотой век. Банков было много, они росли быстро и экстенсивно, стремительно расширяли свои сети филиалов и отделений, появлялись новые. Нам, по сути, нужно было лишь тиражировать существующие решения, а банки активно их покупали и внедряли.

— Вы упомянули период активного роста. Но потом наступили изменения: банки начали массово сокращаться и закрывать отделения. Что повлияло на эту трансформацию рынка?

— С одной стороны, само количество банков за последние 10 лет сократилось больше чем втрое. Это результат массовой чистки банковского сектора, проводимой ЦБ РФ, от недобросовестных игроков, когда у многих банков были отозваны лицензии. Кроме того, произошла консолидация всего банковского рынка в результате большого количества сделок по слияниям и поглощениям.

С другой стороны, все помнят 2006 год , в котором не было ни кризиса, ни каких-либо серьезных катаклизмов — просто появился Банк Тинькофф. Он во многом перевернул отрасль, представив рынку совершенно новый подход, новую модель — онлайн-банк, банк в телефоне, банк без филиалов и отделений, и запустил по сути необратимый процесс цифровизации. Банки начали сокращать сети офисов, переводя бизнес в онлайн. Это был настоящий переломный момент, который изменил и наше понимание того, какой должна быть современная банковская система.

— Как на фоне таких глобальных изменений трансформировался ваш продукт? Что представляет собой QBIS и в чем его принципиальное отличие от «БИСКВИТа»?

— QBIS стал ответом на запрос рынка на современные интерфейсы и технологии. Буква Q в названии отсылает к слову "качество", "Quality". Мы полностью пересмотрели визуальную составляющую, сделав интерфейс более удобным и интуитивно понятным. Но самое важное — это незаметные на первый взгляд технологические новации, которые значительно повысили производительность и надежность системы.

— Почему вы изначально выбрали Progress и с какими вызовами столкнулись в контексте импортозамещения?

— Изначально выбор Progress был абсолютно рациональным и технически обоснованным. В 90-е годы Oracle еще не был так популярен, но компания, верно оценив перспективы быстро растущего российского рынка, запустила очень агрессивную маркетинговую кампанию, активно продвигая свои продукты в России и достаточно быстро стала де-факто технологическим корпоративным стандартом не только для банков, но и для всего корпоративного бизнеса. Сейчас, в эпоху импортозамещения, всем приходится одинаково отказываться что от Oracle, что от Progress, вне зависимости от популярности. И перед вендорами систем класса АБС встал выбор: переписывать все с нуля или переиспользовать исходный код и бизнес-логику, созданные за три десятка лет. Из доступных аналогов СУБД, соответствующих требованиям по импортозамещению, мы выбрали Postgres, который на сегодняшний день уже фактически является одним из стандартов, который большинство компаний воспринимают как наиболее реальную альтернативу как Oracle, так и нашему Progress.

Переписывать систему с нуля — долгая и дорогостоящая задача, требующая нескольких лет интенсивной разработки и миллиардных инвестиций. Мы пошли по другому пути — переиспользование существующего кода с помощью разработанного нами конвертера (интерпретатора) и активного применения технологий искусственного интеллекта. Такой подход позволяет сократить на 20-50% время и ресурсы, сохранив весь накопленный опыт разработки. На выходе получаем код, который соответствует требованиям импортозамещения, и который можно и дальше развивать. Безусловно, процесс отладки полученного кода требует времени, но экономия ресурсов очевидна.

На базе open-source библиотек и стека современных технологий мы создали новую low-code платформу QBIS.Platform, которая ляжет в основу новой АБС в микро-сервисной архитектуре. Новая АБС будет позволять банковскому специалисту, который разбирается в том или ином бизнес-процессе банка, самостоятельно, без привлечения разработчика настроить или модифицировать практически любой банковский продукт или сформировать новую форму отчетности.

— У вас появились новые продукты на базе QBIS.Platform. Расскажите подробнее о вашей текущей продуктовой линейке.

— Да, мы активно развиваем несколько продуктов. QBIS.Reporting уже внедрен в одном из банков. То есть его можно хоть завтра устанавливать в банке, настраивать, запускать, и банк будет получать все необходимые формы обязательной отчетности. QBIS.Online предоставляет весь спектр цифровых дистанционных банковских услуг клиентам, это та самая концепция «банка в кармане». QBIS.AML&Antifraud находится в завершающей стадии разработки и поможет банкам эффективно бороться с мошенничеством и отмыванием денег, обеспечивая оперативный контроль операций в режиме реального времени. В течение 2025 года совместно с командой ITQuick мы будем активно выпускать новые продукты на базе QBIS.Platform, которые станут неотъемлемой частью новой АБС, удовлетворяющей всем требованиям современного банковского бизнеса.

Благодарю Андрея Малова за обстоятельный разговор!

Подписывайтесь на наш ТГ-канал — рассказываем про Hi-End разработку для среднего и крупного бизнеса.

8
1
3 комментария