Три рабочих фреймворка для развития soft skills в ИТ и не только

Меня зовут Мади Шахрур, и за последние шесть лет я научил разговаривать сотни айтишников. Для многих из них крутые коммуникативные навыки стали пуш-фактором карьерного роста.

Судя по отчётам Хабра и Linkedin, выводам МЭФ — коммуникации проседают во всех сегментах бизнеса. В этой статье я дам выжимку этих исследований и три конкретных структуры для работы с речью.

На Международном экономическом форуме в Давосе определили, что гибкие навыки будут ключевыми для всех отраслей бизнеса в 2020. Большой отчёт Linkedin 2018 года показывает, что из всех soft skills самый большой пробел для специалистов любого уровня — именно в коммуникативных навыках. Хабр приходит к выводу, что умение аргументировать и слушать высоко оценивают сами специалисты.

​Какие коммуникативные навыки вы считаете самыми важными в вашей профессии? 3000 респондентов, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fhabr.com%2Fru%2Fcompany%2Fhabr_career%2Fblog%2F353910%2F&postId=107070" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Хабр</a>
​Какие коммуникативные навыки вы считаете самыми важными в вашей профессии? 3000 респондентов, Хабр

Когда Хабр задаёт аналогичные вопросы работодателям, результаты получаются вовсе трагическими. Даже среди разработчиков, при найме которых soft skills учитываются меньше всего, в 70% случаях недостаточно развитые гибкие навыки были поводом для отказа кандидату на вакантную позицию.

​Бывали ли случаи выбора кандидата по жизненным навыкам (soft skills), если профессиональные навыки (hard skills) были одинаковы? 3000 респондентов, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fhabr.com%2Fru%2Fcompany%2Fhabr_career%2Fblog%2F353910%2F&postId=107070" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Хабр</a>
​Бывали ли случаи выбора кандидата по жизненным навыкам (soft skills), если профессиональные навыки (hard skills) были одинаковы? 3000 респондентов, Хабр

Soft skills сложно измерить. Поэтому в отрасли есть разные мнения о том, как глубоко над ними нужно работать. Например, что залог успеха в ИТ — дельта между «хардами» и «софтами». Нам эта идея кажется странной, ведь совсем без необходимых для работы профессиональных навыков на коммуникациях и креативности не выехать.

Очевидно то, что современные индустрии обязывают нас уделять soft skills отдельное внимание. Такие задачи всегда решаются кастомно, но есть основа — общие алгоритмы и универсальные структуры.

Когда нужны эти навыки

Вопрос коммуникаций обычно встаёт перед подготовкой к выступлениям на конференциях, питчам перед инвесторами, внутренним защитам, митапам, переговорам. Коммуникативных задач становится больше с развитием плоских организационных структур, которые реализуются через agile-подходы. Тренд на автоматизацию пока также приводит нас к необходимости интерпретировать данные и убеждать команду в своих выводах.

От того, как специалист справляется с каждым из этих контекстов, зависит его условный рейтинг в команде, в компании, в отрасли.

Можно обобщить все коммуникативные навыки до презентационных и интерактивных. Презентационные навыки реализуются через любой монолог. Вы обосновываете свой выбор, доказываете решение, описываете продукт — всё это презентация. Ниже я расскажу, как проходить такие испытания эффективно.

Как развивать презентационные навыки

Убедительная и запоминающаяся речь стоит на трёх столпах:

  • структура
  • аргументация
  • акценты

Структура

Наименее выигрышная стратегия подготовки к выступлению — это написать долгий текст с запятыми и сложными предложениями, а потом его выучить перед зеркалом. Структура помогает построить свой спич, исходя из смыслов и акцентов, которые подхватит аудитория.

Структура отвечает на вопросы:

- Из каких элементов состоит речь?

- Почему она состоит из этих элементов?

- Как расположены эти элементы и почему именно так?

- Как они связаны между собой?

- Что запомнит слушатель, когда всё забудет?

Мы в студии BEsmart — евангелисты пирамидальной структуры речи. Её придумали в McKinsey и приняли как коммуникационный стандарт во многих отраслях бизнеса по всему миру. Пирамидальную структуру можно использовать для наукоёмких защит с огромными кусками кода, вдохновляющих речей на планёрках и на собеседовании тет-а-тет. Это иерархическая структура, где все элементы выстраиваются от общего к частному, от самого главного — к деталям.

Первое, что вам нужно сделать, чтобы построить свою пирамиду — понять, в чём вы собираетесь убедить аудиторию. Никогда целью речи не является «информирование», потому что никто не слушает спикера, чтобы стать немного информированнее. Люди внимают вам, чтобы решить свои задачи — узнать, что ваша технология самая эффективная, понять, что вы подходите для работы в их компании, убедиться, что ваш подход успешен и всем стоит его попробовать. Вы должны выделить свою главную мысль.

Главная мысль распадается на две-четыре поддерживающие её идеи — не больше, чтобы пирамида оставалась устойчивой и шла к основным выводам, которые вновь докажут главную мысль.

Второй уровень — это уровень идей, или критериев доказательства. Два вопроса помогут вам в поиске нужных идей:

  • Что я должен доказать, чтобы со мной согласились?
  • Доказательства этих идей будет достаточно, чтобы принять решение?
​Важно начать с главной идеи, чтобы все понимали, к чему вы ведёте
​Важно начать с главной идеи, чтобы все понимали, к чему вы ведёте

Но назвать эти идеи недостаточно, чтобы доказать их. Поэтому каждая из идей второго уровня распадается ещё на пару-тройку доказательств, или «иллюстраций». Здесь можно использовать рациональные и эмоциональные формы: исследования, таблицы и диаграммы, примеры, факты и истории. Это зависит от контекста.

​Здесь стоит задумываться над тем, с помощью чего можно подтвердить идеи уровнем выше
​Здесь стоит задумываться над тем, с помощью чего можно подтвердить идеи уровнем выше

Только теперь, когда мы видим свою главную мысль и все опорные идеи, можем подготовить вступление:

  • Описать ситуацию: в каком контексте появилась ваша идея, как это выглядит «в наше время» или «в нашей сфере».
  • Проследить развитие ситуации: указать, какая проблема возникает в предложенном контексте, найти барьер, актуальный для аудитории.

С помощью погружения в контекст вы подводите слушателей к вопросу «Что же теперь с этим делать?», ответом на который станет главная мысль вашего выступления. Остаётся только добавить в конец пирамиды вывод, который обобщает все наши идеи и снова приводит нас к главному утверждению.

​Пирамидальная структура речи
​Пирамидальная структура речи

Проверьте свою структуру речи, опираясь на три правила пирамиды:

  • Идеи каждого уровня должны обобщать идеи, сгруппированные уровнем ниже.
  • Идеи в каждой группе всегда должны быть взаимосвязаны и однотипны.
  • Идеи в каждой группе должны идти в логической последовательности: от частного к общему, в хронологическом порядке или как-то ещё.

Аргументация

Аргументация требует от нас постоянно отвечать на вопрос «почему?» — он позволяет избежать когнитивных искажений и провести слушателя по той логике, которой пользуемся мы сами. Мы все переоцениваем свою способность делать выводы из набора фактов и понимать, как думают другие люди. Чтобы создать стройную аргументацию, мы используем метод предельных смыслов: к каждому утверждению задаём не менее трёх последовательных вопросов «почему?».

Акценты

Раскадровка — это приём, который мы взяли из видео-продакшна и используем, даже когда презентация или другая визуализация данных нам не нужна. По сути, это таблица из трёх столбцов: структура речи, тайминг каждого блока, акценты.

Например, мы создаём питч для инвесторов, на него у нас всего 5 минут. В начале речи мы решили рассказать о команде и пытаемся понять, «почему?»

Ответ «потому что организаторы предложили такой шаблон» нам не подходит. Мы собираемся рассказать о команде, потому что для инвестора это может стать одним из факторов принятия положительного решения. Почему? Потому что наша команда закрывает 100% необходимых компетенций и способна создать весь проект «под ключ». Или нет — потому что мы уже создали несколько проектов вместе, притёрлись и развили ситуативное лидерство. Или что-то другое, что заставит этот блок речи решать поставленную перед ним задачу.

Так мы проверим, что такой аргумент как команда действительно логично ведёт нас к главной мысли — стоит вкладывать деньги в наш проект. Конкретный акцент «совместный опыт», который мы нашли для аргумента «команда», не даст слушателям вильнуть в своей логике в неожиданном направлении.

Именно акценты мы будем транслировать в сжатой речи и разложим на слайды при необходимости. В примере выше мы не станем рассказывать о трогательных увлечениях своих сотрудников, возможно даже опустим их имена и конкретные должности — сгруппируем их по функциям или свяжем с компонентами успешных проектов.

Понятный тайминг каждого блока мы сможем увидеть, исходя из общей структуры и необходимой длины выступления. Это позволит изменять и репетировать речь модульно, переставлять блоки местами, не теряя их смысл.

Шпаргалка

Мы сверстали и адаптировали для смартфонов удобную шпаргалку по структуре речи для нашего курса коммуникаций БлаБлаБла, и готовы отправить её всем желающим — для этого оставьте заявку здесь.

Про интерактивные навыки для участия в переговорах, планёрках, scrum митингах и других дискуссиях я расскажу в следующей статье. Рад ответить на ваши вопросы!

2727
2 комментария

Ценно. 
Интересно, а программисты напишут нейронку, которая будет помогать общаться людям внутри команды или такое заработает только после сингулярности?

4
Ответить

Спасибо, конечно, - структура, оформление, блаблабла.. Но хочется примеров и конкретики.

1
Ответить