Лайфхаки деловой коммуникации от рекрутера

Общение играет важную роль в рабочей среде. Несмотря на внешнюю простоту, деловые коммуникации отличаются от обыденного общения и требуют особого подхода. Обсудили с ресечером MarksMan Анной Спириной главные правила эффективного делового общения в сфере рекрутмента.

За неполный год работы в рекрутменте я усовершенствовала те навыки, о наличии которых я раньше и не подозревала. Пока ты учишься и не входишь в профессиональную сферу на практике, знание часто только накапливаются и лежат нетронутыми на полках сознания. И, когда приходит время их использовать, ты уже не уверен, то ли ты помнишь.

Поэтому здесь я решила поговорить об одном из важнейших в современном мире навыков ─ общении. Дело в том, что общение может быть абсолютно разным: деловым, дружеским или академическим. И в каждом из случаев требуются свои подходы и есть свои нормы. Но пока поговорим об общении в целом.

Навык общения людей друг с другом ─ это очень занимательная вещь, которая интересует каждого из нас на определённом этапе жизни. Он важен в начале карьерного пути, когда от коммуникативных навыков зависит способность к эффективной работе в команде. Хорошо выстроенная коммуникация важна в период развития карьеры ─ в условиях быстро меняющейся реальности, сотрудники должны гибко адаптироваться к новым требованиям и быстро реагировать на изменения внутри и вне организации.

Более того, сотрудники должны постоянно работать над улучшением качества общения как внутри, так и вне коллектива компании ─ с заказчиками и партнерами. Безусловно, профильные знания также крайне важны, но коммуникативные способности могут стать причиной разрыва между теми, кто достигает успеха, и теми, кто сталкивается с трудностями в своей карьере.

На примере собственных процессов в компании мы видим, насколько изменился профиль рекрутера и требования к навыкам за последние несколько лет. Если раньше во главе угла стояли навыки поиска, то сегодня главное – это умение выстроить диалог с кандидатом и построить профессиональную сеть контактов.

Информация практически о каждом потенциальном кандидате так или иначе есть в виде цифрового следа ─ на job-порталах, в социальных сетях или просто в интернете. То есть задача найти ─ вторична, первично же ─ установить контакт и построить диалог с потенциальным кандидатом таким образом, чтобы заинтересовать его карьерной возможностью.

Но как налаживать общение с человеком, которого вы никогда не знали, а просто нашли его профиль на HeadHunter? Чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю рассмотреть несколько важных лайфхаков, которые делают, по крайней мере мою, деловую коммуникацию проще.

Лайфхаки деловой коммуникации от рекрутера

Календарь. Планируйте встречи, а что самое важное – звонки. Звонки на 5–10 минут могут показаться совсем тривиальной вещью, однако, для человека на другом конце провода ваша пунктуальность показывает серьезность намерений и заинтересованность в общении.

Для планировки можно использовать различные тулсы – яндекс или google календарь, встроенный календарь в телефон или даже заметки. Возможно, для кого-то больше подойдут бумажные планеры, все зависит от вас, вашего удобства и ритма жизни.

В моем случае, опыт показал, что недостаточно только одного яндекс-календаря, мне всегда нужно видеть планы перед глазами. Совмещение учебы и работы иногда не позволяет оперативно актуализировать информацию в рабочих аккаунтах, а вот наличие бумажного планера в этом случае очень хорошо спасает.

Лайфхаки деловой коммуникации от рекрутера

Темп и позитивность речи. Темп речи во время общения задает направления диалога. Если мы говорим с улыбкой на лице и жизнерадостностью в голосе (даже если внутри усталость и недосып), то, в большинстве случаев, человек на другом конце провода ответим вам тем же. А с позитивом работать куда проще, чем с негативом.

Когда я только начинала свой путь в рекрутменте со стажировки, мне было очень сложно приспособиться к публичным разговорам в опэн спейсе, поэтому я часто уходила проводить интервью в переговорки. И, на самом деле, это было моей первой ошибкой. Рекрутмент требует общения и нахождения в коллективе. Чем больше я проводила времени с коллегами, тем больше понимала, как правильно нужно ставить речь. Тем более я получила совет, который использую и по сей день – “говори с улыбкой на лице”. Хотите верьте, хотите – нет, но привычка улыбаться во время разговора так или иначе отражается на том, как я говорю. Чаще всего именно из-за “улыбки в голосе” люди и раскрываются во время беседы лучше.

Лайфхаки деловой коммуникации от рекрутера

Любезности и комплементы. А теперь давайте, по-честному, все мы люди. Мы любим, когда нас хвалят, говорят какие мы замечательные и что наконец-то хоть кто-то рад услышать наш голос. Здесь можно и нужно приукрашивать. Не бойтесь сказать человеку, что вы правда в восторге от его проектов и опыта работы. Лесть может идти в паре с искренностью. Комплементы открывают возможность к развитию приятельских отношений даже в деловой среде.

Более того, они отлично помогают настроить кандидата на собеседование с заказчиком. Мы эту процедуру называем – “подготовка кандидата”. Обычно во время подготовки я говорю, что позвонила обсудить “вводные по встрече”, но на самом деле я делаю поворот на личностные навыки человека и подсвечиваю его положительные стороны в самом любезном ключе. Это помогает кандидату раскрыться, а расставление акцентов перед встречей дает толчок в правильном направлении структурирования самопрезентации.

Лайфхаки деловой коммуникации от рекрутера

Подготовьтесь к общению заранее (если есть такая возможность). Подготовка – решающий этап вашего общения с незнакомцем из интернета. Базовый уровень поиска информации – это имя человека, если вы его нашли и ничего не перепутали, то это дает, как мне кажется, хороший старт коммуникации. Если у вас есть ресурсы накопать на человека больше – берите их и не отпускайте, чем больше информации, тем интереснее у вас пройдет диалог с собеседником и можно будет с общих вопросов перейти сразу к точечным.

Конкуренция за человеческий капитал сегодня крайне высока. В индустриях ИТ и Digital, например, опытный кандидат может получать до 5-7 предложений с вакансиями в день. Поэтому крайне важно, чтобы рекрутер был подготовлен и содержателен, отличался персонифицированным подходом и стилистикой коммуникации, которая сможет привлечь кандидата. Но тут необходимо сделать очень важную пометку – информацию мы достаем и используем в диалоге из открытых источников, если вы, конечно, не хотите показаться сталкером.

Лайфхаки деловой коммуникации от рекрутера

Не бойтесь ошибаться. Этот лайфхак больше похож на жизненное наставление, но он правдив и работает как швейцарские часы.

Ошибки – это часть нашей жизни, которая будет с нами всегда, поэтому единственное, что мы можем с ними делать – принимать их и работать над ними. Не забывайте, что общаемся мы с такими же людьми, которые тоже ошибаются. Самое главное – понимать, когда мы ошиблись и успевать реагировать на произошедшее, и, возможно, в будущем перепутанное имя во время разговора или неправильно отправленные ссылки на встречи могут стать забавной историей вашей жизни.

Такие лайфхаки накопились у меня в портфеле за мое недолгое, но насыщенное время работы в рекрутменте. Они правда помогают упростить общение и получать от него только положительные эмоции вместо стресса.

Возможно, в начале будет трудно и страшно, но не забывайте 5 лайфхак – не бойтесь ошибок :)

Больше новостей и материалов о рынке труда мы публикуем в нашем Телеграме.

55
11
Начать дискуссию