Не только печеньки, или как в Unisender нанимают крутых специалистов: от разработчиков до юристов
В Unisender 26 отделов и 140 сотрудников, которые живут и работают в разных странах и городах. Всех этих ребят из разных уголков земного шара собрал наш HR-отдел. Как в компании устроен наём и по каким критериям мы отбираем будущих рок-звезд — рассказывает Женя Селезнева, Head of HR в Unisender.
Как в Unisender устроен процесс найма
Главный критерий успешного найма — это слаженная работа рекрутера и нанимающего менеджера. Чтобы облегчить процесс для обеих сторон, мы разработали специальные регламенты.
Например, у нас есть внутренние правила, которые подсказывают менеджерам, как составить заявку на наём и какую информацию нужно предоставить рекрутеру. Такие же правила есть и для рекрутера: как вести заявку, как составить портрет кандидата, как и когда давать фидбек соискателям и нанимающему менеджеру и т.д.
А вообще весь процесс построен по такой схеме.
Этап 1. Планирование найма. Мы стараемся планировать наём, исходя из стратегических целей и бизнес-задач компании. Например, новый закон об обязательной маркировке рекламы еще не приняли, а мы уже знали, что пора искать специалиста по маркировке.
Как правило, мы составляем план найма на будущий год заранее — в ноябре-декабре. Выглядит этот план как календарь с разбивкой по кварталам или месяцам. В каждой ячейке календаря указываем такие данные:
- должность;
- уровень будущего сотрудника;
- примерная вилка з/п;
- данные об отделе и команде, куда планируем нанимать;
- задачи, которыми будет заниматься новичок.
Календарь заполняет руководитель подразделения, которое ищет сотрудника. Например, лид отдела поддержки.
Конечно, в наших реалиях не всегда получается придерживаться плана. Но если он есть, на него можно равняться. В том числе планировать задачи на месяц-квартал-год с учетом того, что скоро в команде появится новый человек.
Этап 2. Заявка в «Хантфлоу». Когда появляется четкое понимание, кого, для каких задач и когда мы ищем, нанимающий менеджер создает заявку в «Хантфлоу» на HR-отдел. Затем Head of HR распределяет вакансии между рекрутерами. Рекрутеров у нас двое и они универсалы: одинаково хорошо закрывают IT- и digital-позиции, а также вакансии бизнес-направления.
Этап 3. Выбор воронки. Вакансия в работе ведется по заранее спланированной воронке. Они у нас разные под разные вакансии, выбор зависит от этапов найма и навыков, которые надо проверить у кандидата.
Например, на вакансию PHP Developer мы используем воронку с двумя скринингами (HR и технический) + техническое интервью + финальное интервью с продактом (последний этап гибкий, от него можем отказаться). Выглядят этапы подбора так:
Есть и облегченная воронка, ее мы обычно используем для административных и линейных позиций. Например, этапы подбора Retention-менеджера выглядят так:
А воронка в итоге выглядит так, как показано на скриншоте ниже. Можно заметить, что там появился этап «Тестовое задание» — мы решили добавить его, когда работа по вакансии уже велась.
Цвет на графике показывает, откуда пришел кандидат: с HH.ru, с другой площадки или его нашли вручную
На протяжении всего процесса найма и всех этапов воронки рекрутер оказывает полноценную поддержку нанимающему менеджеру:
- Регулярно обновляет воронку найма и отмечает, какие этапы уже пройдены.
- Прикрепляет к резюме кандидатов информацию, полученную на прескрининге.
- Оценивает софт- и хард-скиллы соискателей.
- Назначает интервью на всех этапах.
- По договоренности присутствует на интервью, помогает составить план встречи и список вопросов для кандидата.
По каким критериям мы отбираем людей
Требования к соискателю зависят от того, что мы ждем от человека и на какие бизнес-задачи его нанимаем. В первую очередь мы смотрим на то, насколько кандидат подходит по опыту и хард-скиллам, а также оцениваем личностные качества.
При оценке кандидата мы стараемся понять, насколько человек смэтчится с нашей культурой — именно этот фактор может повлиять на качественную адаптацию новичка. Чтобы не промахнуться, сэкономить свое время и время соискателя, который нам точно не подойдет, мы выделяем «наших» и «не наших» людей.
Наш кандидат. Культура Unisender — это про осознанность, стремление к совершенству, самостоятельность, человечность, амбициозность в постановке задач. Если соискатель знает свои сильные и слабые стороны, у него есть личные и профессиональные цели, которых он готов достигать наряду с целями компании, то с таким кандидатом процент мэтча увеличивается.
Не наш кандидат. Это человек, который привык работать в рамках и условиях жесткого микроменеджмента, несамостоятельный и безынициативный. Если это не командный игрок, ему у нас будет тяжело. Инфантилизм, отсутствие эмпатии — это тоже не про нашего сотрудника.
Кто ищет и нанимает новых сотрудников
Полным циклом найма в нашей компании занимаются рекрутеры. Изредка мы делегируем процесс кадровым агентствам — за последние два года такое случалось всего дважды, когда нам нужно было избежать перегруза рекрутеров.
Рекрутеры отвечают за все этапы и процессы: полный сорсинг, первое касание, скрининг, первичное интервью. Также они являются связующим звеном между кандидатом и нанимающим менеджером:
- выстраивают между ними коммуникацию;
- рассказывают кандидату о проекте, команде и процессах;
- собирают от обеих сторон фидбек после интервью;
- высылают тестовое и оффер.
Главная задача нанимающего менеджера — ознакомиться с резюме и прескринингом, а затем качественно провести интервью, чтобы дать фидбек по кандидату и определить дальнейшие действия рекрутера.
Как мы составляем вакансии
Обычно базовую вакансию пишет рекрутер. Он отвечает за описание компании, команды и раздел «Что мы предлагаем». Затем он отдает текст на дополнение нанимающему менеджеру. Так в вакансии появляются разделы с самым мясом: «Что мы ожидаем от кандидата» и «Чем предстоит заниматься».
Слаженность в этом процессе — это важный момент, т.к. рекрутер может описать базовые требования, но подробно рассказать про специфику работы и предстоящие задачи может только будущий руководитель.
Например, так выглядит описание вакансии продакта на нашем карьерном сайте. Часть текста писал рекрутер, часть — нанимающий менеджер
Размещаем вакансии мы на разных площадках: на внутреннем карьерном сайте, HH.ru, LinkedIn и «Хабре». При необходимости используем Telegram-каналы и альтернативные источники поиска, например, сайт podbor.io. Но работаем мы, конечно, не только с откликами: поиск в холодную часто дает результаты куда лучше.
Как быстро закрываем открытые вакансии
Скорость зависит от грейда специалиста, сферы, воронки найма и от того, как быстро рекрутеры получают фидбек от нанимающего менеджера. В среднем на поиски и утверждение кандидата мы закладываем 15-20 дней.
Бывает, что наём длится дольше оговоренного времени. Сроки зависят в том числе от умения заказчика проводить интервью и от его опыта найма. Часто бывает, что заказчики без опыта очень долго выбирают, т.к. ищут кандидата, который на 100% подходит под вакансию и их ожидания. А такой человек может даже не существовать в природе! Тут уже подключается рекрутер и помогает выбрать лучшего из возможных соискателей.
А вообще, когда наём затягивается, мы анализируем воронку и ищем проблему, над которой сразу начинаем работать. Например, мы видим, что заказчик проводил только 1-2 собеседований в неделю или выделял под интервью очень сжатые временные слоты, и в них было сложно попасть. В такой ситуации мы можем привлечь других коллег, которые смогут прособеседовать кандидатов.
Хотите работать в Unisender? Сейчас мы ищем трафик-менеджера, продакта, коммуникационного стратега и других специалистов. Посмотреть требования к соискателям и условия работы можно на HH.ru или на нашем карьерном сайте.