Как распознать стиль собеседника в первые 15 минут разговора и использовать эту информацию для управления его агрессией
Меня зовут Марина Акчурина, я юрист частной практики (в прошлом юрист международной юридической фирмы Cleary Gottlieb) с опытом более 17 лет и бизнес-тренер по переговорам. Я сама веду переговоры, консультирую, преподаю и делюсь многими переговорными приемами и историями в своем телеграм-канале "Переговоры с волками". Сегодня хочу поделиться с вами приёмами, которые позволяют диагностировать поведенческий тип человека в течение первых 10-15 минут общения. Это даст вам возможность сразу подобрать инструменты общения и влияния, максимально подходящие для данного типа людей.
Одним из таких инструментов является модель DISC, которая основана на типологии, разработанной Уильямом Моултоном Марстоном – создателем первой действующей модели «детектора лжи». У.М. Марстон выделил четыре варианта поведенческих типов людей. Это:
- D (Dominance) – доминирование;
- I (Influence) – влияние;
- S (Steadiness) – постоянство;
- С (Compliance) – соответствие.
Я в своем обучении для наглядности использую немного другие названия:
- Босс (В)
- Творец (I)
- Миротворец (S)
- Аналитик (С)
- Босс ориентирован на результат. Он заинтересован в победе любой ценой, прямолинеен, конкретен и ценит действия.
- Творец ориентирован на перспективу. Творцы часто абстрактны и больше сосредоточены на вопросах, которые предстоит решить в будущем, не вникая в детали текущих вопросов. Умеют заряжать команду личным примером и энтузиазмом.
- Миротворец ориентирован на людей. Он рассматривает все вопросы через призму их влияния на людей. Они часто эмоциональны и склонны к сочувствию и сопереживанию.
- Аналитик ориентирован на процесс. Она рассматривает все вопросы методично, последовательно и дотошно.
Как определить поведенческий тип человека
Прямо в процессе взаимодействия важно определить, с каким человеком вы ведете переговоры. Это поможет вам:
✅ примерно спрогнозировать его возможные действия,
✅ просчитать реакции
✅ и подобрать соответствующие инструменты.
Как это можно сделать и на что обратить внимание?👇👇👇
БОСС (D)
- Любит показывать свои статус
- Крепкое рукопожатие
- Прямой взгляд
- Громкий голос
- Производит впечатление спешащего
ТВОРЕЦ (I)
- Аксессуары, подчеркивающие уникальность
- Его появление оживляет аудиторию
- В разговоре может сократить дистанцию до некомфортной
- Эмоциональная речь и жестикуляция
МИРОТВОРЕЦ (S)
- Трудно диагностировать по внешним проявлениям
- Доброжелателен, мягок, дружелюбен
- В окружающей обстановке – фото семьи или домашних животных
- Не любят изменения, сопротивляются им
АНАЛИТИК (C)
- Придерживается надежных проверенных брендов
- Информация личного характера скрыта от глаз
- Точность, пунктуальность
- Придерживается установленных правил и стандартов
Агрессия и типология переговорщиков по DISC
Если говорить об открытой вербальной агрессии в форме криков, хамства, давления, сарказма, оскорблений и т.д., то чаще всего её проявляют Боссы (D), Творцы (I) и Аналитики (C).
У последних это чаще вариант давления по методу заезженной пластинки, раздражительности, игнорирования.
Про приём " Заезженная пластинка" я писала в своей прошлой статье, которая называется "Как перестать бояться агрессии в переговорах".
Миротворцы (S) чаще склонны к пассивной агрессии в форме саботажа, избегания и сопротивления изменениям.
- Боссы (D) – это часто холерики, которые могут вспылить по каким-то своим внутренним причинам или в силу того, что их что-то раздражает либо в силу своей природной нетерпеливости (например, отсутствие результата, четкого понимания, как они получат результат, отсутствие конкретики в ваших предложениях).
- Агрессия Творцов (I) в большинстве случаев эмоциональная и не всегда прямо связана с тематикой переговорного процесса. Часто трудно понять, что вызвало в коммуникации такой неожиданный всплеск эмоций.
- Миротворцы (S) редко проявляют открытую агрессию, им больше свойственна агрессия пассивная, когда не делают то, что их просят, или делают спустя рукава.
- Аналитики (C) могут переходить агрессивно себя вести в силу высокой требовательности к окружающим, перфекционизма и отсутствия гибкости. Они могут быть упрямы и часто перестают слышать других, тяжело идут на компромисс, а когда не получают своё могут скатываться в открытое раздражение или переходить на угрозы.
Что делать и как эффективно реагировать?
Боссу (D) важно:
- дать «выпустить пар», если он вспылил
- показать, что вы признаете его статус, заслуги
- четко показать или результат, или конкретные пути достижения результата, или четкие причины, по которой результата достичь не получается.
Аналитику (C) важно все объяснить, обосновать и подтвердить документами и доказательствами.
Ни Босса, ни Аналитика нельзя загонять в угол!
Не воспринимайте их вспышки агрессии на свой счет – иногда даже полезно позволить им выпустить пар и спокойно возвращаться к предмету обсуждения.
Также можно взять паузу, чтобы обдумать следующие шаги.
Важно также помнить, что именно Боссы и Аналитики могут использовать агрессивное поведение как манипуляцию и хладнокровный способ давления на вас.
С Миротворцами (S) крайне важно проследить и выявить причину возникшей агрессии.
Часто люди такого типа долго не проявляет своего недовольства, склонны не высказывать своего раздражения открыто, поскольку бояться испортить отношения.
С Миротворцами (S) хорошо работают активного слушания и «отзеркаливания».
Творцам (I) важно дать выговориться и прокричаться, не принимать его эмоциональные выпады на свой счет. Когда Творец проявит свою эмоцию, он быстро успокоится. Также стоит помнить, что для Творцов чрезвычайно важно признание и восхищение. Поэтому после выплеска агрессии хорошо показать им (открыто или скрыто) свое признание и восхищение
Итак, я рассказала вам в общих чертах, как варьируются действия и реакции оппонентов в зависимости от их поведенческого типа. Это лишь несколько примеров, которые смогли уместиться в формате короткой статьи.
Понимание поведенческого типа оппонента и знание сильных и слабых сторон своего типа помогут не только в ситуациях, связанных с агрессией. Это в целом существенно улучшает коммуникацию и позволяет быстрее добиваться поставленных задач и целей в переговорах.
Знание о том, как определенные типы людей
- ведут коммуникацию как устную, так и письменную,
- выражают агрессию,
- реагируют на те или иные действия,
- ведут себя в стрессовых ситуациях или ситуациях давления
позволяет управлять ходом переговоров, быть на несколько шагов впереди оппонента и просчитывать все возможные шаги и действия другой стороны.
Если хотите еще углубиться в тему возможностей "считывания" ваших оппонентов, вот несколько полезных материло на моем канале: Вот например, интересные материалы для переговорной практики:
- Как определить свой тип по DISC?
Меняется ли личный стиль по DISC со временем? Или же он связан с темпераментом?
- Как уступить с выгодой? (пример тонкой и красивой манипуляции из сериала "Форс-мажоры" на основе DISC)
И, конечно же, если вас интересует тема эффективной коммуникации в бизнесе и жизни, подписывайтесь на мой телеграм-канал "Переговоры с волками".
у вас очень крутой телеграм канал, подписался