Трек развития: как ежегодная и ежеквартальная оценки влияют на карьерный рост сотрудника

Повысить лояльность и мотивацию сотрудников, а также сделать HR-бренд более привлекательным в глазах соискателя можно с помощью построения понятного и прозрачного карьерного пути. В этой статье мы расскажем, зачем сотруднику нужен карьерный трек, какая польза от него бизнесу и с помощью каких инструментов можно оценивать профессиональное развитие специалистов.

Трек развития: как ежегодная и ежеквартальная оценки влияют на карьерный рост сотрудника

Зачем нужен карьерный трек?

Его главная цель — развитие профессиональных навыков сотрудника, которые принесут пользу компании и обеспечат карьерный рост.

В перспективе он даёт бизнесу несколько важных преимуществ:

Лояльность

Многие заинтересованы в развитии своей карьеры. Если сотрудник не видит перспектив для роста, то скорее всего через некоторое время он уйдёт в другую компанию. Поэтому соискателю ещё на этапе собеседования важно знать, будет ли у него возможность двигаться по карьерной лестнице.

Вовлечённость и мотивация

Когда сотрудник чётко знает, какие цели перед ним стоят и что нужно сделать, чтобы получить повышение, то, как правило, он прилагает больше усилий для достижения успеха.

Сохранение ключевой экспертизы в компании

Компетентные сотрудники не уходят из-за отсутствия карьерного роста к другому работодателю, а передают опыт младшим специалистам внутри команды. Например, они могут становиться менторами или проводить тренинги.

Экономия ресурсов

Наличие карьерного роста не только мотивирует, но и удерживает сотрудников, что экономит время и деньги на привлечение, адаптацию и обучение новичков. Подбор новых специалистов может занять несколько месяцев и потратить немало ресурсов бизнеса. А действующие сотрудники уже хорошо знают продукт и работают с максимальной эффективностью.

Привлекательный HR-бренд

Забота о развитии сотрудников повышает заинтересованность в работодателе и упрощает поиски новичков.

На собеседовании мы всегда выясняем у кандидата ожидания от должности. Они учитываются при построении карьерного трека. Со временем цели, поставленные перед сотрудником, могут меняться, как и фокус профессиональных интересов, поэтому важно, чтобы карьерный путь был гибким. На направление трека развития может повлиять:

  • матрица ролей,

  • бизнес-запрос компании,

  • наличие свободных вакансий,

  • сильные стороны сотрудника.

Как мы понимаем, что сотрудник созрел для перехода на новый уровень

Карьера в Convergent развивается по понятному пути: ассистент — младший специалист — мидл — ведущий — старший — группхед — руководитель сервиса. У нас сформирована матрица внутренних ролей и прописаны должностные инструкции для каждого сотрудника.

Готов ли специалист перейти к следующему грейду, мы определяем с помощью двух видов оценок: Personal evaluation (PE) и ежеквартальной оценки (KPI).

PE: индивидуальный подход к развитию каждого специалиста

Personal evaluation — персональная оценка каждого сотрудника. Впервые мы её проводим по окончании испытательного срока. Далее — раз в полгода или в год (в зависимости от уровня позиции).

В Convergent PE привязана к личному году сотрудника. Это помогает увидеть реальный рост конкретного специалиста и справедливо подойти к его оценке с точки зрения временных промежутков. Такой подход не всегда удобен для компании, но зато отражает человекоцентричный подход, который мы пропагандируем.

Какие инструменты мы используем для проведения PE

У нас это — форма самооценки для специалиста и форма сбора обратной связи для команды. Фидбек мы собираем либо с помощью письменного опроса в специальной форме, либо на звонке — как удобнее ментору и коллегам в конкретный момент.

На персональной оценке обсуждаются следующие моменты:

  • цели и задачи, которые были поставлены на прошедший период,
  • обратная связь от коллег,
  • соответствие сотрудника ценностям компании,
  • личное мнение о своих результатах и видение дальнейшего развития.
Блок «Соответствие ценностям компании» из формы самооценки. Фрагмент таблицы
Блок «Соответствие ценностям компании» из формы самооценки. Фрагмент таблицы

Далее мы определяем цели и сроки их достижения на следующий период. При этом цели у нас бывают как профессиональные (хардовые), так и личностные (софтовые).

Что делать, если сотрудник готов к переходу на новый уровень, а до следующей оценки ещё далеко?

Карьерный рост сотрудника во многом зависит от него самого. Если специалист выполняет задачи стабильно на «пять с плюсом» и получает максимально позитивный фидбек от команды, то руководитель может провести внеоочередную PE.

Ежеквартальная оценка профессиональных результатов

Каждый квартал мы собираем краткую обратную связь о работе сотрудников, включая их самооценку. Для этого все специалисты заполняют небольшую форму, где оцениваются следующие параметры:

1. Соответствие ожиданиям от должности в целом

2. Качество работы над конкретным проектом:

  • внимание к требованиям задачи,
  • следование дедлайнам проекта,
  • качество предоставленного решения.

3. Рабочая коммуникация:

  • своевременное и полное проставление статусов и комментариев по задачам,

  • коммуникация в личной переписке или общих чатах.

4. Соблюдение политик и процедур компании:

  • своевременное информирование об отсутствии на работе,
  • своевременное информирование о наличии свободного времени,

  • четкая фиксация занятости в программе для букирования задач,

  • своевременное предоставление обратной связи коллегам и самооценки на KPI.

5. Значимый и заметный вклад, который не ожидается от сотрудника на данной позиции.

Если у специалиста есть квартальные цели (чаще всего это руководители и коллеги из клиентского сервиса), то ментор оценивает ещё и процент их выполнения.

На оценку мы даём достаточно много времени, чтобы все сотрудники успели поделиться ОС о тех коллегах, с кем они пересекались на проектах. Далее менторы формируют общий фидбэк и презентуют его каждому своему менти лично. Дополнительно они высылают каждому на почту обобщённую форму, чтобы можно было с ней ознакомиться подробнее.

Вертикальный и горизонтальный рост

В Convergent есть два направления развития сотрудников: горизонтальный и вертикальный.

Трек развития: как ежегодная и ежеквартальная оценки влияют на карьерный рост сотрудника

Вертикальный — когда сотрудник достигает всё более амбициозных целей и проявляет себя за рамками своих обязанностей. В этом случае он переходит на следующую по грейду позицию и при желании со временем может стать руководителем команды.

Яркий пример вертикального роста в Convergent — Эльза Круглянская, руководитель группы по работе с клиентами.

Когда я только пришла в компанию на позицию младшего менеджера, то уже тогда чётко представляла себя в роли руководителя. Но не до конца понимала, каким будет мой карьерный путь.

Вместе с ментором мы выстроили логичный трек моего развития. С точки зрения целей мне стало понятно, что от меня ждёт руководство. У меня есть задачи, зона ответственности, я знаю, чем мне заняться сегодня и завтра. Каждое повышение в течение 4-х лет в Convergent происходит у меня само по себе, когда я особо не жду его, просто потому что сфокусирована на задачах и целях, которые мне нравятся.

Эльза Круглянская, руководитель группы по работе с клиентами

Горизонтальный — экспертный трек развития. Его суть заключается в том, что сотрудник не стремится к руководящей должности. Он постепенно наращивает экспертизу в своей сфере и со временем становится внутренним экспертом. Может быть тренером для команды и выступать на профильных конференциях.

Отличный пример горизонтального роста в нашем агентстве — карьерный трек старшего дизайнера Елены Задерей.

Вертикальный путь подразумевает много административной работы, которая мне не совсем близка. Мне нравится быть вовлечённой в творческий процесс, поэтому я занимаюсь непосредственно дизайнерскими задачами.

Идти в рост помогают как новые амбициозные задачи, стоящие перед агентством, так и потоковые проекты, требующие определённой «натренированности». Растёт список компетенций и используемого ПО, включая нейросети. А вместе с тем увеличивается и список задач — от рутинных, которые я могу выполнять очень быстро и чётко, до креативных и бизнесовых, требующих большего фокуса внимания и времени.

А ещё для профессионального роста важен микроклимат внутри команды. В Convergent общение строится на экологичных и дружелюбных принципах, и это создаёт отличные условия для продуктивной работы.

Елена Задерей, старший дизайнер

Каким бы ни был карьерный трек сотрудника, он проходит рука об руку с ментором, который профессионально направляет и помогает двигаться вперёд согласно треку развития. Про hr-практику менторства можно прочитать в нашей прошлой статье.

Мы внедряем неформальные инструменты во внутреннюю жизнь компании и с радостью поделимся опытом с вами. Напишите нам на request@convergent.digital и мы обсудим вашу задачу.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал. В нем мы делимся нашими кейсами, статьями и диджитал-новостями.

1515
2 комментария

Нужно понимать, что карьерный рост сотрудника — это не только польза для него, но и для компании. Да и прозрачность в оценке и развитии может стать ключом к удержанию талантов внутри организации

1
Ответить

Илья, добрый день!
Всё верно, все инструменты работают на цели бизнеса. Наличие карьерного роста повышает лояльность к компании и мотивирует сотрудников работать более эффективно. А прозрачная оценка помогает выстроить понятный карьерный трек — специалисты знают, какие конкретные действия нужно предпринять, чтобы перейти на следующую ступень. Такой подход позволяет сохранять ценные кадры внутри компании.

Ответить