Самые востребованные разработчики в digital-агентствах
Мы в digital-агентстве IBRUSH постоянно ищем лучших битриксоидов, чтобы решать интересные задачи и пилить крутые сложные проекты на «1С -Битрикс». И найти этих специалистов крайне сложно, несмотря на то, что осваивают этот стек множество разработчиков. Почему же в них такой дефицит?
Почему все хотят стать разработчиками?
IT сфера сейчас одна из самых быстрорастущих и развивающихся сфер. По версии кадрового агентства Penny Lane Personnel первые 3 места рейтинга самых востребованных специальностей в 2020 году в России займут:
- специалисты в области инноваций
- IT-специалисты
- специалисты, изучающие мозг человека.
Профессия разработчика привлекает многих. Например, в 2019 году на 70% увеличилось число заявлений на информационные технологии и компьютерные науки, а направление «Современное программирование» в СПбГУ стало самым популярным: конкурс составил более 60 человек на место.
Катерина Новографская, HR Generalist digital-агентства IBRUSH, выделила несколько предпосылок для такого ажиотажа:
Будущее за IT сферой.
- Высокий уровень заработной платы.
- Возможность дистанционного обучения.
- Возможность удаленной работы.
«В IT сфере есть немало шансов выйти на высокую ЗП, особенно попав в крутую компанию или крутой проект/продукт. Но для этого ты должен быть весьма скилловым. Зачастую, люди видят высокие зарплаты и ориентируются исключительно на них, не учитывая того, что такие вознаграждения даются не просто так и далеко не всем, за ними стоят опыт и профессионализм».
Несмотря на то, что специальность разработчика сейчас очень популярна, компании испытывают дефицит в специалистах и всеми силами пытаются нанять и удержать наиболее ценных специалистов. Борьба за разработчиков, пожалуй, наиболее острый вопрос, который сейчас стоит перед диджитал.
Но среди всех разработок есть отдельный стек, который с одной стороны весьма узок и прост, но с другой стороны найти квалифицированных опытных специалистов в этой сфере очень сложно. Речь идет о так называемых битриксоидах – битрикс-разработчиках.
Итак,
Почему стать битрикс-разработчиком просто, но на самом деле сложно?
Почему битрикс-разработчики востребованы, но даже при условии несложного обучения, их так мало?
Что об этом думают сами разработчики, HR’ы, руководители агентств и представители самого «1C-Битрикс»?
Аудитория продуктов «1С-Битрикс»
Если говорить кратко, то «1C-Битрикс: Управление Сайтом» – это набор готовых продуктов, которые решают почти все задачи, связанные с контентом сайта. Он позволяет создавать как простые сайты, так и порталы для крупного бизнеса и государственных структур, где требуются структурирование и обработка огромного объема данных.
По статистике каждый третий сайт в Рунете сделан на «1С-Битрикс».
Михаил Брычкин, технический директор digital-агентства IBRUSH:
«Фишка «1С-Битрикс: Управление Сайтом» – возможность сделать на нём простейший сайт, особенно на готовом решении. Причем это может сделать и обычный человек.
Но проблема в том, что он будет весьма ограничен в вариантах кастомизации, а при необходимости доработок чего-либо (дизайна, логики и др.) под себя, ему потребуются услуги соответствующих специалистов.
«1С-Битрикс: Управление Сайтом» обычно выбирают по нескольким причинам:
- достаточно большое количество разработчиков и компаний, которые умеют с ним работать, под любой бюджет;
- наличие готовых компонентов для интеграции с популярными внешними сервисами;
- поддержка законодательных требований.
Но, как и любая универсальная система, «1С-Битрикс: Управление Сайтом» потребует масштабных иногда весьма трудоёмких доработок, когда выяснится, что бизнес-процессы клиента не совпадают с тем, как эти вещи видели для себя разработчики стандартных модулей. Или же придётся менять бизнес-процессы, что иногда просто невозможно».
Александр Сербул, руководитель отдела контроля и интеграций «1С-Битрикс»:
«Забавно, но в современных высокоуровневых языках программирования уже много лет не появляется ничего интересного.
Более того, высокоуровневые скриптовые языки становятся все более похожими друг на друга. Они перенимают отработанные идеи у низкоуровневых и хорошо развитых коллег — Java, C #, C++, Scala, Kotlin.
Эта тенденция хорошо видна и в Python, и в JavaScript, и в PHP. Разработчики чувствуют замкнутый круг и ищут вдохновение в функциональном программировании на Haskell, Erlang, в математической теории категорий. Также они изучают функторы и монады, но дальше все будет еще «скучнее».
Чтобы продолжать активно развиваться вне зависимости от ситуации в отрасли, и стать настоящим программистом, очень полезно писать как можно больше кода для живых, востребованных проектов.
Это примерно как выбор между тем, чтобы пить пастеризованный сок или кушать свежие фрукты.
И не важно, на какой технологии и на каком языке ты это делаешь – гораздо важнее, чтобы твой код приносил людям пользу как можно быстрее.
В этом как раз и помогает разработка на «1С-Битрикс». Твой код очень быстро начинает использоваться. Ты получаешь обратную связь от клиентов. Ты быстро растешь и за короткое время достигаешь вершин в прикладном программировании. Я знаю очень много опытных, профессиональных разработчиков, начинавших именно с нашей платформы.
Именно за эти возможности активно и много программировать, быстро вырасти и значительно расширить свои технические горизонты, разработчики так любят нашу платформу - BitrixFramework».
Михаил Белошапка, генеральный директор digital-агентства ДАЛЕЕ:
«Если говорить о сегменте корпоративных сайтов, то разработку на «1С-Битрикс» запрашивает практически 100% клиентов. Причина этого очевидна — «1С-Битрикс», по совокупности причин, стал отраслевым стандартом в российской веб-разработке, поэтому сайт, разработанный на «1С-Битрикс» , в большинстве случаев может быть принят на поддержку любым российским агентством».
Разработчики на «1C-Битрикс»: кто они
Если верить HR-специалистам, то можно выделить три основных типа разработчиков:
- Опытные специалисты по работе с кодом на платформе «1С-Битрикс».
Это наиболее востребованные специалисты: у них большой опыт, они быстро разбираются в новых продуктах и применяют это на практике. Их стек не ограничен только «1С-Битрикс», но специализируются они именно на нем.
- Начинающие программисты, которые пытаются оперативно изучить все, что только возможно, но при этом уже имеют высокие зарплатные ожидания.
Как правило, в агентстве редко встречаются проекты "для тренировки". И тут нужны опытные и самостоятельные специалисты. А с отдельными задачами, которые можно отдать на "тренировку", начинающие разработчики уже работать не хотят.
- Желающие быстро стать тем, кого называют “разработчик”.
Это самый печальный вариант. Попытка быстро по верхам освоить продукт, отсутствие опыта в разработке – все это приводит к плохому результату в конечном итоге.
Михаил Брычкин, технический директор digital-агентства IBRUSH говорит:
«Считается, если ты кроме «1С-Битрикс» ничего не видел, то как программист ты, скорее всего, так себе. Стать офигенным битриксоидом, не видя ничего другого, невозможно. В принципе, это ко всему относится, но к данному стеку наиболее ярко. Но при этом можно сказать, что можно не ловить звезд в других стеках, но именно в разработке на «1С-Битрикс» быть очень крутым».
Юрий Суханов, битрикс-разработчик digital-агентства IBRUSH:
«У «1С-Битрикс» достаточно низкий порог входа даже относительно всего PHP-комьюнити. Соответственно, туда легче прийти и, нахватавшись верхушек, начать что-то делать. А когда доходит дело до готового проекта, то это можно показать и оно вроде как бы даже работает, пусть и с ошибками. «И так пойдет», – решают многие мои коллеги. Все это очень сильно сбивает с толку в том плане, что нет никакой внутренней мотивации как-то совершенствовать свои знания, свой опыт. Мало, кто этим занимается. Работает и ладно. От этого квалификация разработчиков в основной массе достаточно низкая».
Истории разработчиков, которые выбрали «1С-Битрикс»
Марк Ким, руководитель направления битрикс-разработки digital-агентства ДАЛЕЕ:
У «1С-Битрикс» отличная панель администрирования и развитое API, это позволяет быстро делать сайты. Изначально я PHP-разработчик, но появился проект, где нужна была разработка на «1С-Битрикс» . За 10 лет экспертиза наросла, что научился быстро делать крепкие проекты.
Со временем я понял, что «1С-Битрикс» позволяет быстро решать задачи: разработать сайты с удобной админкой, например. Это инструмент, которым надо научиться грамотно пользоваться. «1С-Битрикс» люблю за мощь – универсальность, многофункциональность, гибкость.
Не люблю за то, что приходится переделывать чужой плохой код. Это обратная сторона его многофункциональности и гибкости. Разработчики быстро учатся на нем работать, но часто работают как попало».
Юрий Суханов, битрикс-разработчик digital-агентства IBRUSH:
«Основная моя специальность – программист. Но айти-сообщество в Узбекистане, откуда я родом, развито плохо.То есть получить опыт и обучиться у лучших там не получится. У «1С-Битрикс» же есть ряд ощутимых плюсов, которые нельзя недооценивать. Во-первых, это их собственная техподдержка и коммуникация с ними. В итоге тебе легче докопаться, легче разобраться во всем. Во-вторых, доступные курсы, которые дают первоначальные знания.
Обучался я всему непосредственно в компании. Коллеги скинули курсы, потом стали давать тестовые задания. В итоге это был симбиоз курсов и опытных коллег, которые показывали все на практике.
У «1С-Битрикс» большой функционал уже в базе. Все это невероятно ускоряет разработку. То, что они стали в последнее время делать с ядром с D7, очень радует, они идут в ногу со временем.
Из минусов могу отметить то, что у «1С-Битрикс» есть свои наработки, которые они продвигают. И они не всегда коррелируются со всем мировым айти сообществом. Ты развиваешься, но не всегда в том направлении».
Константин Ионов, разработчик компании DigitalWand:
«По воле случая пришлось поработать с «1С-Битрикс» и получить первый доход, а дальше все пошло как по накатанной. Если раз поработал с «1С-Битрикс», то тебя уже не отпустят так просто: очень уж он популярен у клиентов, и в том заслуга маркетологов компании.
Чтобы обучиться, прошел в начале пути их тесты и прочитал документацию, ну и, конечно же, собственный опыт.
Будущее у «1С-Битрикс», думаю, очень хорошее. Маркетологи будут фишки внедрять и презентовать, а клиенты будут всюду на него натыкаться и приобретать. Для клиента это даже выгодно. Что не скажи, а малые и средние магазины на нем даже в чем-то выгоднее строить».
В итоге понятно, что онлайн-курсов и документации недостаточно, чтобы стать квалифицированным специалистом. Практика и советы опытных коллег – две необходимые составляющие будущего битрикс-разработчика.
Рынок битрикс-разработчиков
Посмотрим, что же предлагает нам рынок битрикс-разработчиков. Если верить одному из самых популярных HR-ресурсов hh.ru, то картина выглядит следующим образом:
Ася Маркевич, HR Generalist digital-агентства ДАЛЕЕ:
«За годы работы замечаю, что есть фанаты «1С-Битрикс», а есть ярые противники. Главная проблема в том, что хорошие специалисты могут выйти на рынок в поиске интересных проектов или с целью повышения оклада. Делают они это крайне осторожно и находятся в поиске очень недолго – в течение трех дней их уже могут схантить. А те, кто на рынке труда давно и постоянно откликаются, вызывают недоверие и вопросы: почему так долго в поиске, почему тебя никуда не берут или ты сам никуда не идешь? В этом главная проблема в поиске битриксоидов.
Да, бывает и так, что по резюме человек нам подходит, а при звонке или встрече соискатель не может ответить на элементарные вопросы. Если попытаться свести статистику, то из 10 резюме нам сможет подойти только один-два. На рынке очень мало разработчиков, указавших в своем опыте «1С-Битрикс», но тех, кто хочет этим заниматься – по факту меньше, так как они либо попробовали, но не разобрались до конца, либо сталкивались косвенно и не хотят погружаться из-за чужих плохих отзывов».
Алексей Волков, основатель и управляющий компанией DigitalWand:
«Многие разработчики, особенно те, кто давно на рынке, не прикладывают усилий, чтобы изучать современные подходы к разработке и использованию ООП, ограничивая себя только инфраструктурой «1С-Битрикс» и работой с его стандартными компонентами и модулями. Как следствие - с такими людьми невозможно реализовать какие-то сложные, нестандартные или высоконагруженные проекты, а только типовой функционал. В итоге получается, что проще растить нужных разносторонних специалистов самим, т.к. шанс наткнуться на золотой самородок крайне мал.
Для нас важно, чтобы любой разработчик умел думать и анализировать ситуацию самостоятельно, а не действовать только по типовым инструкциям и учебным курсам. Поэтому наличие горы сертификатов не является для нас критерием - при необходимости их достаточно легко получить, не обладая какой-то реально сильной экспертизой.
Мы смотрим на реализованные разработчиком проекты, особенно с нетиповыми задачами, оцениваем его уровень владения PHP и ООП независимо от CMS/фреймворка, обращаем внимание на навыки проектирования и умение изучать неизвестный код. А умение работать с конкретными модулями системы - критерий второстепенный, этот опыт легко придёт со временем».
Катерина Новографская, HR Generalist digital-агентства IBRUSH:
«Абсолютно согласна с коллегами, проблемы с поиском разработчиков у нас одни. И когда ты в бесконечном поиске нужного специалиста, а рынок битрикс-разработчиков не пополняется новой кровью, то принимаешь решение - растить своих. Этот процесс не быстрый, сложный и очень трудозатратный. Далеко не все компании умеют и имеют возможности растить. Мы постепенно, но уверенно движемся в этом направлении - разрабатываем индивидуальные планы развития, формируем определённый пул задач, на которых как раз можно тренироваться без особых потерь, выделяем наставников, проводим свои аттестации и отправляем ребят на сдачу экзаменов, чтобы они у нас были сертифицированными битрикс-разработчиками».