Зачем ИТ-компании продакты и как тем развиваться
Три истории от сотрудников VK.
Прежде, чем любая новая фича популярного сервиса окажется доступна пользователям, она проходит цикл разработки, который начинается внутри команды, отвечающей за продукт. Менеджеры по продукту — продакты — изучают рынок и доступные технологии, принимают решения, какими новыми функциями будет заниматься команда, оценивают эффект нововведений и отвечают за результат проекта для бизнеса и пользователей.
Как становятся продактами? Как разграничиваются их зоны ответственности с разработчиками? И как расти в этой профессии? Об этом рассказывают Сусанна Сафарян из VK ID, Александр Руснак из RuStore и Зоя Мелешкова — а в конце материала поясним, почему решили поговорить про эту тему.
Как говорят во всех курсах, идеальный продакт-менеджер — тот, который повидал разные сферы ИТ. Чтобы эффективно принимать решения, продакт должен понимать, как работает каждая из составляющих, с которой ему приходится взаимодействовать каждый день.
До прихода в продуктовый менеджмент мне удалось попробовать себя в разных областях: начинала с работы графическим дизайнером, проходила стажировку в качестве аналитика данных, где писала код в SQL, и даже успела окунуться в пресейл-анализ и продажи ИТ-продуктов — голосовых помощников и чат-ботов. В управление продуктом перешла, когда начала отвечать за метрики в чат-боте: тут уже принимала решения, какие нововведения в продукте помогут их улучшить.
Полтора года назад я пришла в VK на позицию продакта-миддла и стала отвечать за развитие бесшовного опыта пользователей VK ID. Одним из первых проектов была реализация мультиаккаунта VK ID. Тут нужно было сразу взаимодействовать со всеми: от аналитиков и разработчиков до маркетинга и юристов. Понимание сфер помогает относиться к информации критически, а это в конечном счёте улучшает качество продукта. Например, понимание архитектуры продукта позволяет плодотворно взаимодействовать с разработчиками и тем самым ускорять запуск новых продуктов. Идеальное взаимодействие между командами получается, когда у всех участников есть общая цель, вы вместе решаете, как её достичь, и каждый заинтересован в реализации решения.
В большой компании продакт-менеджер чаще всего забирает на себя ту часть организационной деятельности, которую в стартапе может нести фаундер или разработчик. Чтобы сделать всё возможное для создания ценности продукта и результата, продакту приходится быть стратегом, креативщиком и дипломатом.
Прокачанные soft-скиллы помогают продакту быть «голосом» как при общении с командой, так и с клиентом. Благодаря этому внутри команды продакт может выстроить такую среду доверия и вовлечённости, в которой разработчики, аналитики и дизайнеры смогут предлагать фичи, способные влиять на аудиторию и бизнес.
Сейчас я отвечаю за всё консьюмерское направление VK ID и руковожу командой в шесть человек. В перспективе вижу своё развитие не только в работе руководителя и продуктового лида, но и в новых вызовах — выстраивании стратегии продукта, общего продуктового видения, оптимизации процессов. VK ID пронизывает всю экосистему: сегодня мы общаемся с музыкальным стримингом, завтра — с почтой, и таким образом прокачиваем нашу экспертизу во всех продуктах. Это помогает мыслить глобально и стратегически, развивает «helicopter view».
Мне всегда было интересно изучать мир на всех уровнях, от субатомных частиц и структуры ДНК до мультивселенных и феномена жизни и сознания. Свой путь я начинал с изучения теоретической физики, занимался научной деятельностью на стыке квантовой теории поля и гравитации. Вместе с этим наблюдал бум развития информационных технологий и насколько большой вклад делают в жизнь каждого из нас новые устройства и софт. В какой-то момент я решил попробовать разобраться, как создавать и развивать такие продукты. Мой выбор остановился на одной международной компании с интересными продуктами в области защиты данных, куда меня взяли после нескольких раундов собеседований.
Сначала я был аналитиком, относительно быстро вырос до продакта и за почти 5 лет попробовал силы и в B2C, и в B2B. Поначалу было особенно непросто из-за необходимости адаптироваться к англоязычной среде, но зато очень интересно и полезно. После попробовал силы в deeptech-стартапе, а позже решил найти условия, в которых возможно вырасти самому вместе с продуктом. Так из всех вариантов мой выбор остановился на RuStore. С момента моего прихода в команду RuStore мы смогли вырасти по ключевым показателям более чем в 10 раз всего за полтора года.
Продакт — часть большой команды, в которой каждого можно назвать айтишником. Однако не все айтишники пишут код, в том числе и продакты. У каждого своя роль: в этом сила работы в команде. Каждый может фокусироваться на своей зоне ответственности и делать то, что умеет лучше всего.
Сейчас мой фокус — развитие Консоли разработчика и запуск новых продуктовых направлений. Мои ключевые задачи — взаимодействие с большой командой на разных уровнях, анализ основных драйверов продукта, выявление наиболее оптимальных подходов к реализации этих драйверов, планирование, принятие решений. Драйверами может быть всё что угодно — от улучшения валидации поля в форме регистрации до запуска новых фич и продуктовых направлений. Главное — они позволяют добиваться всё более классных результатов для наших пользователей и достигать наших бизнес-целей. Из повседневных активностей — встречи и звонки с командой и партнёрами, отслеживание продуктовых показателей, проработка текущих и будущих задач, принятие решений, что когда и как мы делаем, создание или комментирование эпиков в жире, ревью макетов, проверка продуктовых гипотез и так далее.
Для меня движение и развитие всегда было связано с тем, насколько хорошо я умею находить ответы на вопросы «Почему?», «Зачем?» и «Как?» — как в продукте, так и в физике и жизни, то есть справляться с неопределённостью. Со временем приходит понимание, что в зависимости от контекста, продукта или случая можно следовать двумя путями: использовать и дорабатывать существующие подходы или изобретать новые. Например, в физике есть набор основных уравнений, которые позволяют описать движение для большинства известных нам систем и очень точно прогнозировать будущее таких систем. Благодаря этому человечество смогло преодолеть земную гравитацию, оказаться в космосе и полететь на Луну.
В продакт-менеджменте таких фундаментальных уравнений у нас нет, но мы всегда можем сформулировать гипотезу, придумать вариант решения и путь реализации, чтобы в итоге пользователь мог лучше справляться с текущей задачей в своей жизни. Причем на том уровне, который мы предполагаем в самом начале, когда формулировали нашу гипотезу.
Хотя я закончила экономический вуз, всегда интересовалась ИТ. Я немного программировала, но позже поняла, что хочу больше влиять на сам продукт. Так начала работать проджектом: у меня была своя небольшая компания, где мы делали заказную разработку на российский рынок. Потом я перешла в компанию, которая занимается аутсорсом разработки на англоязычный рынок.
В какой-то момент я поняла, что наоборот отдаляюсь от продукта: занимаюсь больше тушением пожаров, а не участвую в создании ценности для пользователей. Остановилась, подумала, куда хочу дальше двигаться, начала искать вакансии и пришла ВКонтакте. Наш проект занимался интеграцией товаров в ленту новостей. Я снова стала проджектом, но вместе с очень сильными продактами, достаточно быстро перенимала опыт, предлагала свои идеи и начинала разбираться в тонкостях работы над продуктом.
Сейчас наша команда по сути занимается стартапом внутри компании с использованием нейросетей. Наш проект прошёл в финал внутреннего инкубатора — кстати, после того, как я в прошлом году прошла курс для продактов. В этом курсе достаточно полно описан порядок действий продакта с шаблонами, чеклистами и дополнительными материалами и, так что я просто шла по его шагам — анализировала рынок, проводила исследования, составляла план работы над продуктом и считала экономику проекта.
Саму суть проекта до релиза раскрывать не могу, но что характерно — идея пришла тоже во время обучения. Я была подписана на бота, который планомерно присылает материалы по интересующим меня темам, связанным с управлением продуктом. Однажды бот прислал мне видос, где доходчиво объяснялось, почему стартапы быстро взлетают — это связано с большим вовлечением разработчиков в продукт. Я обсуждала идею с коллегами на рынке, которые работают в смежных отраслях — они говорили, что сделать то, что мы хотим, невозможно. Но когда я поговорила подробно с нашими техлидами из machine intelligence, они заверили, что у нас наоборот есть все необходимые для этого данные и экспертиза, и я стала больше доверять собственным ощущениям.
В этом и ценность связки продактов и разработки: без эксперта в стеке нельзя понять, реализуем проект или нет, а без продакта проект становится немного оторванным от реалий рынка и пользовательских запросов. Я была свидетелем тому, как в других стартапах проект сразу начинали с разработки без проверки гипотез и исследования рынка, и потом приходилось всё сворачивать, теряя время.
В плане обучения я бы советовала постараться попасть в хорошую продуктовую компанию — работа в команде с сильными продактами это как хороший университет. Успех сильно зависит от руководителя, его доверия тебе. Ну и самому нужно искренне интересоваться сферой, постоянно обучаться, быть в контексте того, что происходит вокруг.
Я поэтому и решила проходить курс: у меня были знания в голове, но они были ситуативны и разрознены, а тут у меня сложилась чёткая система. Это помогло. Сейчас у меня два джуна-продукта, и я стараюсь для них быть хорошим руководителем, который помогает им развиваться.
27 мая VK вместе с WANNABE запускает поток интенсива для продактов. На нём можно получить фидбек на свой проект, помощь с решением профессиональных задач, расширить кругозор и систематизировать существующие знания. VK предоставляет гранты на 10 мест — благодаря этому интенсив можно пройти бесплатно, подав заявку на лендинге.
Ясно
Важно, чтобы каждый сотрудник в команде чувствовал себя важным и мог вносить свой вклад в развитие продукта
Незачем.
Выбор хорошего сотрудника целый сложный, важный процесс.