Мои тезисы из разговора с Сергеем Румянцевым.
Ключевые периоды жизни Сергея.
- Переход из военной области в бизнес (были свои сложности в том, чтобы отойти от советской карьеры и шагнуть в неизвестность, но Сергей быстро влился благодаря высокому интересу к коммерции).
- 2004 год — звонок от HeadHunter с предложением поработать в компании «Связной». Спустя время после разговора с Максимом Ноготковым и повышения будущей зарплаты Сергей согласился стать коммерческим директором «Связного» и проработал там до 2014 года. За 10 лет был коммерческим директором, вице-президентом по операциям, СЕО проекта «МТС ритейл», миноритарным акционером «Связного», а также строил в партнерстве с Максимом компанию Enter.
- С 2014 года — вице-президент Beeline.
- Спустя пару лет Сергей понял, что больше не может работать в найме и открыл собственный бизнес.
С чего началась его предпринимательская деятельность?
Собрал людей, которые работали с ним, и начал думать, что можно сделать вместе. Решили открыть инвестиционный фонд. Предпринимательский путь берёт свое начало с инвестиций в 15 проектов. Онлайн-магазин одежды, кулинария, пивные магазины, детский центр и другие ниши обращались за инвестициями, а Сергей активно откликался, поскольку ему это нравилось, глаза горели. Самой неудачной инвестицией с элементами мошенничества был один из коворкингов. В результате почти все проекты прогорели. Два окупились — Skillaz и кофейный бизнес.
Сергей на личном опыте понял, что из него выходит слабый инвестор, и осознал, что хочет и любит заниматься реальным бизнесом.
В 2016 году получил звонок от парня из Ставрополя — тот обратился за инвестициями для строительства цеха по обжарке кофейных зёрен. В то же время Сергей дружил с разными топами на рынке и один из них сказал, что выходит израильская сеть, где всё по фиксированной цене. Сергей, будучи специалистом в ритейле, начал думать над названием своего собственного проекта: решил, что фиксированная цена должна составлять $1, обдумывал разные варианты нейминга и через 30 минут пришёл к финальному — One Bucks Coffee.
На тот момент Сергей даже не знал, что попадает в рынок, который только-только начинает активно расти. Не знал, что кофейный бизнес очень модный. Не знал, что есть большое разнообразие коммерческого кофе и кофе Specialty. Знал только одно: он умеет строить розничные магазины. В агентстве заказал концепцию и бренд-бук One Bucks Coffee. С этого начался активный предпринимательский рост Сергея.
К слову о росте рынка. Сравните цифры!
Цифры на кофейном рынке РФ 2016 года:
— 3-4 бренда сетевых кофеен
— 180 000 тонн чая
— 130 000 тонн кофе
Кофейный рынок РФ 2022 года:
— меньше 200 000 тонн чая
— 240 000 тонн кофе
— десятки сетевых игроков
Какие факторы помогли One Price Coffee масштабироваться?
- Потребление кофе растёт во всём мире.
- Кофе — второй напиток по популярности после воды, который пьют в мире.
- Второй по прибыльности легальный бизнес после нефти.
- Люди начинают переходить от растворимого и дешевого коммерческого кофе к качественному кофе specialty.
One Price Coffee сегодня в цифрах:
— более 400 кофеен под брендами One Price Coffee и Coffee in
— открытие 10-12 кофеен в месяц
— оборот всех кофеен в этом году составляет около 4,5 млрд рублей
— более 50 больших и малых городов присутствия
— около 50 тонн кофе продаёт обжарочное производство ежемесячно
— в тройке лидеров России по количеству кофеен, а по обжарочному производству — топ-10 по specialty-кофе
Все являются конкурентами, даже если у вас есть только одна точка, вы уже конкурируете с One Price Coffee! В этом бизнесе неважна аренда — важно только отношение её стоимости к обороту. Многие боятся идти в высокую аренду, но они не понимают, что там может ждать высокий оборот.
Идеальное соотношение аренды к обороту: 10-15%. Среднее: 15-20%. Выше 20% — уже спорно.
Ключевое и выигрышное для предпринимателя в кофейном бизнесе — место. В принципе, даже кофейня, не имеющая бренда, но расположенная в хорошем месте, может нормально работать и даже конкурировать с крупными участниками рынка.
Почему франчайзинг?
Сергей выделил плюсы таких бизнес-отношений для обеих сторон:
— для франчайзера: за тебя почти всё делает другой человек и он же зарабатывает деньги и себе и тебе
— для франчайзи: вы работаете уже с готовой, проверенной, успешной бизнес-моделью на договорных условиях, тратите минимум усилий на раскрутку нового бизнеса
Ещё несколько любопытных фактов о OnePriceCoffee:
— первыми запустили сезонное обновление стаканов и меню, каждый квартал
— начинают продавать рекламу партнёров на стаканах
Я выделил основные тезисы из нашей беседы, но инсайтов, конечно, будет гораздо больше, если вы посмотрите подкаст целиком. Уже посмотрели? Поделитесь в комментариях, какие мысли и идеи от Сергея Румянцева запомнились вам! Что планируете воплотить в своём деле?
примечательно, как он смог адаптироваться к новым условиям и успешно запустить One Bucks Coffee