Меняем стратегию: как адаптироваться к новым вызовам рынка творческих профессий с развитием ИИ
Согласно отчёту Ipsos, 59% людей считают, что ИИ изменит их работу. Искусственный интеллект стремительно трансформирует многие профессии: вот уже рекрутер использует ИИ-ассистента для поиска кандидатов, автор пишет тексты вместе с ChatGPT, а AI Artist создаёт дипфейки. HR-команда компании Agenda Media Group подготовила разбор ситуации и советы для лидеров и работников творческих индустрий, как адаптироваться к этим переменам и использовать их на благо бизнеса.
Что происходит на рынке? Цифры и исследования
Исследования показывают, что развитие ИИ наиболее сильно затронет следующие профессии:
- Рекрутеры и HR-специалисты. Использование ИИ для подбора кандидатов. PwC отмечает, что автоматизация этих процессов может сократить до 16% рабочих мест в HR-сфере к 2025 году.
- Копирайтеры и контент-менеджеры. С появлением таких инструментов, как ChatGPT, прогнозируется снижение спроса на контент-специалистов до 10% к 2025 году.
- Дизайнеры и художники. AI Artist и дипфейки могут привести к сокращению до 12% рабочих мест в индустрии дизайна к 2026 году.
Лидеры компаний выбирают два разных подхода к кадровой оптимизации в свете внедрения ИИ в бизнес-процессы:
- каждый четвертый из 4 702 руководителей, опрошенных в ходе 27-го ежегодного глобального опроса генеральных директоров PwC, заявил, что планирует сократить численность персонала на 5% или более в 2024 году из-за генеративного искусственного интеллекта;
- руководители же технологических компаний — почти четверть из них — собираются увеличить свою рабочую силу, чтобы извлечь выгоду из технологии.
В первом случае многие руководители видят в ИИ способ сократить рабочие места. Здесь есть риск выиграть битву за затраты, но проиграть войну за рост. В конечном итоге они рискуют пожертвовать важнейшим компонентом переосмысления — инновациями. Лидеры компаний, использующих новые цифровые технологии, в своем подходе понимают разрушительный потенциал генеративного ИИ и рассматривают его как средство создания ценности новыми способами, а не просто повышения эффективности.
Стоит ли волноваться?
Действительно, все чаще появляются зарубежные исследования о том, что ИИ и автоматизация могут повлиять на решение о замене каких-то специалистов. Но существует две утешающие тенденции:
- По данным Массачусетского технологического института, замена живой рабочей силы ИИ экономически невыгодна, поскольку люди пока обходятся дешевле в большинстве профессий;
- Чем больше развиваются технологии, тем активнее компании внедряют их в свою деятельность, и к этому нужно быть готовым морально и профессионально. «Компании, в которых работают более тысячи сотрудников, занимаются внедрением технологических трендов в 1,5 раза активнее компаний меньшего размера», — говорится в исследовании компании «Яков и Партнёры».
Стратегически полезный компромисс — начать «дружить» с ИИ и разбираться в том, как те или иные технологии могут сделать вашу работу качественно лучше.
Какую тактику выбрать работникам?
ИИ стимулирует специалистов учиться и развиваться. Риски чувствуются теми, кто имеет низкую квалификацию или не хочет адаптироваться к изменениям. Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными в условиях развития искусственного интеллекта и снизить риск потери работы, важно развивать определенные навыки:
- Обучаемость и адаптивность. Быстрое освоение новых технологий и постоянное самосовершенствование повышают вашу ценность;
- Креативность и инновационное мышление. Идеи и креативные решения становятся особенно важными в творческих профессиях;
- Цифровая грамотность. Понимание цифровых технологий и умение работать с онлайн-сервисами — неизбежный карьерный вызов;
- Этика и ответственность. Этичное использование технологий и принятие ответственных решений делают вас более ценным сотрудником.
Какую тактику выбрать руководителям?
Лидеры должны грамотно действовать в условиях стремительного проникновения ИИ. Делая упор на рост, как это делают руководители технологических компаний, бизнес может гарантированно извлечь из новых технологий максимально возможную выгоду. Здесь можно посоветовать следующие тактики:
- Обучать и развивать навыки сотрудников. Руководители должны поддерживать постоянное развитие персонала, обеспечивая гибкие учебные программы, которые поощряют безопасное экспериментирование с ИИ. Введение программ обучения ИИ-инструментам поможет сотрудникам освоить новые технологии.
- Фокусировать сотрудников на креативности и инновациях. Сотрудники должны быть переориентированы на задачи, требующие творческого подхода и инновационного мышления. ИИ должен рассматриваться не как замена человека, а как инструмент, расширяющий возможности.
Мораль
ИИ не стоит бояться — его нужно использовать в своих интересах. Вместо того чтобы сопротивляться изменениям, лучше возглавить их. Освоение ИИ-инструментов и адаптация к новым технологиям помогут сотрудникам оставаться востребованными и повысить свою профессиональную ценность. Творческие индустрии могут процветать, если интегрируют ИИ для повышения качества и эффективности работы, сохраняя при этом фокус на инновациях и креативности.