Что делать, если руководитель обесценивает работу?

Меня зовут Михаил Ромашов, я тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель в НИУ ВШЭ и на программе MOOVE в Сколково. Сегодня рассказываю, как давать обратную связь руководителю без «нытья» и обвинений.

Что делать, если руководитель обесценивает работу?

Начнем с примера. Представьте, что руководитель дал вам задачу, а когда вы презентовали ее результат, он сказал:

«Ты, похоже, вообще не туда смотрел. Ну стажер бы лучше справился, вот честно!»

Конечно, к выполненной работе могут быть замечания. Вопрос в том, как именно руководитель дал обратную связь. Наверняка вам было бы неприятно после такой фразы.

Многие не понимают, как можно давать обратную связь руководителю. Ну он же руководитель! К чему это приводит? Давайте на упрощенном примере. Вася Пупкин недавно устроился в компанию. Ему стали давать рутинные и не очень сложные задачи. Вася решил, что руководителю виднее, и стал ждать более амбициозных поручений. Так прошло полгода. Отгадайте, кто до сих пор делает эти рутинные задачи? Вася! А почему? А откуда руководителю знать, что эти задачи Васе не нравятся?

Обратная связь руководителю — это признак вашей лояльности, желания строить долгосрочные и продуктивные отношения. Когда вы говорите о том, что вам не нравится, вы даете человеку шанс исправиться. Ведь все мы разные и не можем читать мысли друг друга.

Вопрос в том, как именно вы даете обратную связь. Рассказываю, как делать это без нытья и обвинений, чтобы не усугубить ситуацию.

Универсальная формула для обозначения личных границ

Чтобы результативно дать обратную связь, нужно задать себе два вопроса:

1. Что именно в ситуации пошло не так, что меня не устраивает?

2. Как должно работать по-другому?

То есть вам нужно определиться с желаемым результатом от обратной связи. А дальше работаем по формуле:

Что делать, если руководитель обесценивает работу?

«Я-сообщение» — ваше отношение к ситуации (эмоции или ощущения).

«Факт» — то, в связи с чем у вас появилось неприятное ощущение, что границы нарушены.

«Потребность» — ваши ценности, которые были нарушены.

«Просьба» — договоренность в дальнейшем не нарушать ваши границы. Можно произнести в формате вопроса или требования.

Эта формула максимально гибкая. Вы можете менять ее компоненты местами, дублировать и убирать из обратной связи.

Давайте попробуем дать обратную связь по формуле: «факт» + «я-ощущение» + «я-эмоция» + «открытый вопрос»
— Ты, похоже, вообще не туда смотрел. Ну стажер бы лучше справился, вот честно!

— Когда ты говоришь, что стажер справился бы лучше, у меня возникает ощущение, что ты считаешь меня некомпетентным. Если честно, меня это сильно расстраивает. Можешь, пожалуйста, сказать, что именно не нравится в моей работе?

Благодаря этой формуле вашему собеседнику становится понятна причинно-следственная связь, почему и откуда у вас возникло неприятное ощущение. И с этой обратной связью тяжело поспорить! А вы получаете ответ и понимаете, что на самом деле хотел сказать собеседник.

Показывайте границы и общайтесь со своими руководителями! И будет вам счастье (и карьерный рост)

В своем блоге я разбираю кейсы и прикладные приемы, которые помогают людям добиваться выгодных договоренностей и строить комфортные отношения с помощью коммуникации. Подписывайтесь на меня на VC и на мой блог «Осознанные коммуникации» в Телеграме, туда я пощу чаще :)

44
3 комментария

Представьте, что руководитель дал вам задачу, ана результат судя по результату, который классный ему срать

Ответить

Отдельный котел для таких руководителей, а не обратную связь.

Ответить

«Ты, похоже, вообще не туда смотрел. Ну стажер бы лучше справился, вот честно!»- ну хорошо, тогда я передам эту задачу стажеру) Благодарю, за обратную связь кретин, примерно так я бы ответил

Ответить