Какие компании и каких топ-менеджеров релоцируют в 2024
Статья от Ольги Прозоровой, партнера Benchmark Executive и эксперта с 15-летним опытом в формировании управленческих команд.
Спрос на релокацию среди топ-менеджеров в 2024 году значительно снизился. Согласно последним данным, менее 10% россиян проявляют желание переехать за границу в текущем году. Этот тренд наиболее выражен среди специалистов в области IT, product management, инвестиций и маркетинга.
За таким резким сокращением интереса могут стоять трудности, связанные с переездом и оформлением документов, включая легализацию, а также, стабильный рост экономики в России и улучшение условий для бизнеса внутри страны.
В этой статье мы подробно рассмотрим, что влияет на принятие решений о релокации, какие вызовы стоят перед профессионалами, и какие факторы способствуют тому, что они предпочитают оставаться в России.
3 типа бизнеса, рассматривающие россиян для релокации
1. Российские компании, разделяющие свои бизнесы на РФ-направление и международное.
Они зачастую делают ребрендинг для новых регионов, разъединяют топ-менеджмент, ведут обособленную деятельность. Развиваются в привлекательных для специфики бизнеса локациях: LATAM, Европа (особенно Испания, Португалия, Кипр), MENA, Азия (Китай, Индонезия).
2. Компании, имеющие «русский след».
То есть те, в которых основатели и топ-менеджеры – выходцы из России, открывшие свои бизнесы в других странах еще до 2022 г., или те, кто полностью перевел свои бизнесы за пределы РФ в недавнем прошлом.
Такие компании уже позиционируют себя как международные и имеют HQ в любой точке на карте. География данных бизнесов обширная. Особенно много подобных компаний мы видим в UK, Нидерландах, на Кипре, в Португалии, Испании, ОАЭ, США.
3. Иностранные компании, охотно нанимающие топ-менеджеров из РФ.
В нашей практике – это регион MENA.
Мы в большей степени сотрудничаем с компаниями, которые являются международными, но в управлении, как правило, стоят российские основатели или топ-менеджеры.
Кого релоцируют: компетенции и требования к топ-менеджерам
В первую очередь, нанимают цифровых лидеров из направлений:
- Product и IT;
- Marketing (strategy, digital, growth).
Во вторую очередь – сильных бизнес-руководителей: управляющих и операционных директоров, финансовых директоров.
Чтобы претендовать на хорошую позицию с релокацией, важно иметь уникальный набор опыта и компетенций. Вы должны сами себе ответить на вопрос: «Почему я могу быть главным претендентом?»
Что важно делать:
1. Отслеживать вакансии в компаниях и локациях, которые вы рассматриваете.
2. Сопоставлять ваш опыт и ожидания бизнеса.
3. Постоянно работать над совершенствованием своих навыков и компетенций.
4. Брать во внимание, что компании рассматривают для релокации только высококвалифицированных или имеющих узкую экспертизу специалистов с подтвержденным опытом.
Помощь с релокацией – это дополнительная нагрузка и сложности, которые бизнесы берут на себя и готовы предоставить не всем.
Самые основные требования к таким позициям:
1. Опыт работы с международным бизнесом.
Сюда в том числе относятся кейсы, когда до 2022 года ваш бизнес без ограничений развивался на международном рынке.
2. Вы являетесь ценным экспертом, узким специалистом, обладателем прокаченных hard-компетенций.
Особенно востребованы кандидаты, у которых hard skills отлично дополняют развитые soft skills: лидерство, тим-менеджмент, гибкость, скорость принятия решений.
3. Свободное владение языками. Кроме английского – тройку лидеров замыкают испанский и французский.
Кажется, что в этом нет ничего удивительного. Но мы продолжаем сталкиваться с кандидатами, кто имеет уровень владения B2 и претендует на релокацию.
4. Наличие международного образования, сертификаты, соответствующие вашей роли.
Чем меньше кандидатов на позицию с подобным набором компетенций, тем выше шанс на релокацию.
Поэтому важно обеспечить себе УТП на рынке и инвестировать в себя:
- Проходить обучения;
- Изучать, знать и транслировать международные практики и тренды индустрии;
- Развивать свои уникальные компетенции, которые востребованы в тех странах, куда вы бы хотели релоцироваться.
Как топ-менеджеру адаптироваться при релокации?
Мое личное мнение: релокация – это челлендж, а не золотой билет.
Важно все взвесить. С одной стороны, это классные перспективы жить и работать в другой стране, свободно путешествовать и накапливать международный опыт для развития своей карьеры. А с другой – это каждодневный стресс с адаптацией к новым законам, налогам, жизни в другой стране. Поэтому решать вам.
Я часто вижу растерянность кандидатов, которые прошли на позицию с релокацией, но не знают, как организовать себя и свою жизнь на новом месте.
Релокация — это не просто смена работы, это также ценный экспириенс, который открывает перед вами безграничные возможности. Учите локальный язык, изучайте культуру и законодательство, присоединяйтесь к русскоязычным коммьюнити.
Компании-наниматели уже имеют базовый набор релоканта и помогают сотрудникам переехать и устроиться: временное проживание, дополнительный бонус за жилье, помощь в получении ВНЖ, оказывают некоторую поддержку для семьи. Важно на входе проговорить все детали вашего пакета с работодателем.
Но компании также рассчитывают, что релокация — это осознанный выбор зрелого менеджера и не готовы оказывать постоянную поддержку вне своих предложений (или оффера) и программ.
Если вашему бизнесу нужно найти топ-менеджера с релокацией в нужный регион, оставляйте заявку на сайте, мы с удовольствием вам поможем: https://benchmark.ru.com
Ольга Прозорова
Партнер Benchmark Executive и эксперт с 15-летним опытом в формировании управленческих команд