Как составить хорошее сопроводительное письмо и получить приглашение на собеседование? Инсайды от руководителя отдела подбора

Как составить хорошее сопроводительное письмо и получить приглашение на собеседование? Инсайды от руководителя отдела подбора

Сопроводительное письмо может как повысить шансы получить приглашение на собеседование, так и поставить точку на дальнейшем взаимодействии с компанией. Рассказываем, какие ошибки чаще всего совершают кандидаты, и что всё-таки писать при отклике.

Сопроводительное письмо – это обязательно?

Если коротко – нет. Но грамотное сопроводительное письмо покажет вашу заинтересованность в вакансии, поможет подсветить детали вашего опыта и подчеркнуть, почему именно вы подходите на эту позицию.

Часто на одну позицию приходят десятки, а то и сотни резюме, и HR-менеджеры вынуждены читать их по диагонали, так как практически нереально погрузиться в детали опыта каждого специалиста.

Грубо говоря, у вас (или, в данном случае, у вашего отклика) есть 10 секунд, чтобы привлечь внимание рекрутера.

Именно сопроводительное письмо поможет рекрутеру составить ваш портрет в качестве кандидата, лучше понять ваш опыт и ценность, а значит, повысит ваши шансы получить приглашение на собеседование. Поэтому отнеситесь к сопроводительному письму как к дополнительному «промо» вашего резюме среди других откликов.

Однозначно стоит написать хорошее сопроводительное письмо при отклике на позицию с большим конкурсом на место, это:

  • Вакансии в топовой компании с большим числом соискателей
  • Вакансии с высоким уровнем должности
  • Вакансии с высокой конкуренция в сфере (например, IT)
  • Стартовые позиции

Сопроводительное письмо не сыграет особой роли, если вы откликаетесь на линейные позиции, например, курьер, официант, консультант и т.п. Как правило, отбор кандидатов на такие позиции отличается, поэтому не советуем тратить время и силы на составление письма – лучше «отшлифовать» резюме, чтобы оно наиболее выгодно презентовало ваш опыт.

Как написать сопроводительное письмо: технические требования

Оптимальный объем сопроводительного письма – от ¼ до ½ страницы А4. Этого хватит, чтобы коротко описать ваши сильные стороны и подчеркнуть преимущества сотрудничества с вами.

Запомните: сопроводительное письмо – это не ваши мемуары. Оно должно быть кратким, по делу, без воды.

Структура письма

Текст письма должен быть понятным, логически связанным и состоять из таких блоков как:

  • Приветствие
  • Основная часть
  • Заключение

Приветствие

Поздоровайтесь с потенциальным работодателем, если знаете имя того, кто прочтёт письмо, лучше обратиться адресно. Затем представьтесь, обозначьте, по какому вопросу пишете (то есть, отметьте, что вы претендуете на открытую вакансию N), в какой компании.

Да, это может показаться излишним, особенно если вы откликаетесь на сайте-агрегаторе, когда все данные есть в профиле, но лучше не забывать базовые правила приличия. Согласитесь, вас тоже скорее расположит к себе человек, который вежлив даже в переписке, а не тот, кто пишет без приветствий и представлений.

Так не надо: «Прошу рассмотреть мою кандидатуру на данную вакансию».

Так надо: «Добрый день, Анна! Меня зовут Александр, меня заинтересовала вакансия «Менеджер группы клиентского сервиса ПГК».

Основная часть

Секрет прост: всё, на что стоит делать упор в сопроводительном письме – уже «зашито» в описании вакансии.

Поэтому перед тем, как перейти к основной части письма, ещё раз внимательно перечитайте указанные требования и задачи. Не помешает провести небольшое исследование и познакомиться со спецификой компании: в какой сфере работает, кто её основные конкуренты, какие последние новости и достижения у этой компании, какие у конкурентов и т.д. Это поможет вам описать свои навыки и опыт максимально прицельно, с учётом задач, целей компании и её текущего положения на рынке.

При описании своего опыта и навыков избегайте «общих» слов и формулировок.

Так не надо: «Отлично разбираюсь в логистической сфере», «имею опыт работы с большими бюджетами», «умею автоматизировать рутинные процессы».

✅ Так надо: «Я 5 лет проработал в сфере логистики», «вёл проекты с бюджетами до 30 млн. руб.», «совместно с ИТ-командой разработал и внедрил цифровую систему для автоматизированной подачи отчётов».

Хороший ход сделать упор на измеримых бизнес-показателях. Допустим, вы интернет-маркетолог – тезисно опишите прошлые достижения, дополните их числовыми данными.

Пример: «оптимизировал таргетированную рекламную компанию проекта – переработал креативы под разные сегменты аудитории, за счёт чего CTR повысился на 5 п.п., а стоимость лида снизилась с 350 руб. до 150 руб.».

Если в вашем арсенале есть нестандартные кейсы, которые помогут выделится на фоне других кандидатов – смело добавляйте их в письмо (но коротко и ёмко!). Также в этой части можно добавить ссылки на примеры работ или портфолио, если это уместно для вашей позиции, и отметить, каких навыков вам пока не хватает (если такие есть), и как вы планируете это исправить.

Заключение

В заключительном абзаце поблагодарите работодателя/рекрутера за рассмотрение вашей заявки и выразите желание продолжить диалог: «Готов(-а) подробно рассказать о своих навыках и достижениях на интервью», «С удовольствием отвечу на ваши вопросы в дальнейшей беседе» и т.п.

Обязательно оставьте ваши контакты для связи. Повторимся, несмотря на то, что всё есть в резюме, лучше проявить заботу о рекрутере и продублировать информацию, ведь это данные, которые напрямую помогут установить контакт.

Самые частые ошибки

  • Повторение. Не переписывайте своё резюме в сопроводительное письмо. Лучше используйте его, чтобы предоставить контекст и рассказать о ключевых достижениях.
  • Информация не по теме. Хобби, увлечения, интересы, излишняя личная информация, жалобы и т.п – это всё не стоит включать в сопроводительное письмо, если вы хотите, чтобы его дочитали.
  • Длинные письма. Возьмите за правило: если ваше письмо нельзя понять за 6-10 секунд диагонального чтения – это неэффективное письмо. Ясность и краткость имеют решающее значение.
  • Ошибки в орфографии, грамматике, синтаксисе. Перечитайте своё письмо несколько раз, чтобы избежать ошибок. Также можно проверить его с помощью специальных сервисов, например «Главред» или «Тургенев» (предупредим сразу, что возможности последнего в базовом тарифе довольно ограничены). Или, как минимум, проверить текст письма в Word.
  • Несоответствие стилистики. К этим ошибкам относится как нарушения стиля текста (излишняя эмоциональная окраска, канцеляризмы, грубость), так и нарушения стиля бланка письма, если вы прикладываете его отдельным файлом (рисунки на бланке, кричащие цвета т.п.).

Резюмируем

Сопроводительное письмо — это полезный инструмент при отклике на вакансию, но, чтобы он «работал на вас», придётся приложить усилия. Помните, отсутствие письма всегда лучше, чем плохое письмо.

Наши советы помогут вам написать убедительное письмо, которое повысит ваши шансы на дальнейшее интервью и, в конечном итоге, на получение оффера.

Как составить хорошее сопроводительное письмо и получить приглашение на собеседование? Инсайды от руководителя отдела подбора

А если вы всё ещё чувствуете лёгкую неуверенность рекомендуем прочитать наши прошлые статьи, в которых мы разобрали, как правильно составить резюме (1), и как вести себя на собеседовании (2), чтобы точно получить оффер мечты:

33
Начать дискуссию