Как делегировать, а не создавать армию?
Предприниматель не генерал, и руководить целым полком ему не нужно. Важно, чтобы каждый сотрудник был на своем месте и помогал развитию бизнеса.
Это сделать сложно, потому что на рынке очень много узких специалистов. Приходится нанимать много персонала. Потом еще сверху — нанимать отдельных людей, которые будут контролировать работу такой команды. И найти человека, который будет контролировать тех, кто контролирует команду.
Платить всем надо, под каждого писать задачи, все это согласовывать, контролировать (что особенно сложно в условиях удаленной работы).
Дурдом просто.
Сейчас расскажем, как собрать нужное количество людей для результативной работы.
Цель, а не количество задач
У любого бизнеса должна быть большая цель, ради которой все и делается. У нас — сделать альтернативную систему образования, в которой будет учиться 7% населения земли до конкретного результата.
Так или иначе, каждая наша задача подводит нас к этому.
Именно цель определяет наем сотрудников, а не конкретный список задач. Если идти от обратного — людей придется нанимать очень много. Да, работать с узкими специалистами выгодно. Они мастера своего дела (скорее всего) и не распыляются по мелочи.
Но с другой стороны, штат будет расти как на дрожжах. Так как новые задачи будут появляться всегда по мере роста вашего бизнеса. К примеру, тренеру, решившему впервые запустить свой онлайн-курс, будет достаточно команды в 3-5 человек.
Дальше — нужно будет 10 и даже больше людей. Например, у нас в компании уже около 75 человек.
Рост задач неизбежен. Но наем сотрудников надо выстраивать разумно.
Каких сотрудников ищем?
На каждой позиции должен сидеть человек, который способен на большее. Не дано даже Максим Ильяхов (автор книги «Пиши, сокращай», наверное, самый известный копирайтер в России, автор рассылок и курсов по редактуре) писал про то, что должен уметь делать редактор, а что ему делать необязательно.
Посыл в том, что необязательные скиллы — отлично дополняют работу, делают специалиста более востребованным и ценным для компании. Для самого подрядчика — широкий профиль поможет зарабатывать больше. Для бизнеса — подрядчик с широким профилем упростит делегирование.
Проще говоря, чем должен обладать сотрудник на совершенно любой позиции:
- Инициатива. Не путать с отсебятиной. Есть сотрудники, которые просто решают, как правильно — и делают, не посоветовавшись ни с кем. Это не круто для команды. Но сотрудник должен хотеть выдвигать идеи, обсуждать их и внедрять после согласования.
- Уметь выполнять разные задачи. Это поможет вам снять с себя больше рутины. Такой специалист полезен еще и широтой взглядов. Человек, умеющий многое — обычно более пытливый, инициативный, старательный.
- Должен уметь, любить, хотеть учиться. Это важно. Ваш бизнес будет меняться, расширяться, вы будете внедрять новые сервисы и расширять профиль работы. Сотрудники должны двигаться вместе с вами.
Но помните, что важно сохранять контроль над процессами. Любые задачи передаются по частям. Все должно быть регламентировано, все процессы и результаты должны легко отслеживаться.
Если боитесь делегировать
Прибыль бизнеса зависит от его развития. Пока руководители заняты рутинными процессами, операционкой и контролем — бизнес стагнирует. Нет новых идей, не разрабатываются новые продукты, офферы не пишутся, аудитория не расширяется.
Откуда в такой ситуации найдется почва для роста прибыли?
Делегировать надо, чтобы освободиться от операционки и найти возможность для развития бизнеса. Очень много малого бизнеса загнулось, потому что его руководители следовали древнему правилу: хочешь что-то сделать — сделай это сам.
В бизнесе очень быстро наступает точку, где это правило не работает. И даже вредит. Но новички эту точку игнорят, стараясь все равно тащить одеяло рутинных процессов на себе. А дальше?
Выгорание, банкротство, разочарование. Кажется, бизнес создается не для этих трех пунктов.
Делегируйте, чтобы не допустить таких ошибок, и делайте это правильно.