Как прозрачно говорить о проблемах, чтобы на вас не обижались

Меня зовут Михаил Ромашов, я тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель в НИУ ВШЭ и MOOVE в Сколково. Сегодня рассказываю, как не запороть свой фидбек парой лишних слов.

Как прозрачно говорить о проблемах, чтобы на вас не обижались

Представим ситуацию. Вы с другом договорились о совместной работе над проектом: он берется за поиск информации, а с вас оформление. За день до защиты проекта вы узнаете, что друг не успел собрать нужные данные, времени на поиски уже нет.

Хочется наехать, правда? Но в таком случае отношения испортятся, а проект зависнет. Чтобы друг принял ваши слова на будущее и помог в моменте, нужно грамотно выстроить обратную связь.

Обратная связь — пошаговая инструкция

Чтобы эффективно дать обратную связь, воспользуйтесь алгоритмом:

Шаг 1 – определяем факт, который вас не устраивает

Шаг 2 — определяем суть вашего воздействия, то есть что вы хотите исправить в ситуации

Шаг 3 — определяем, в какой форме будет воздействие (просьба/требование/вопрос и т. д.)

Шаг 4 — выбираем формулу для обратной связи

Подробнее о формулах обратной связи читайте в этой статье. В ней я дал универсальный фреймворк для формулирования фидбека, который вы сможете адаптировать под любой контекст.

А сейчас поговорим о первом и самом важном шаге в формулировании обратной связи — об определении факта, на который вы даете фидбек. С ним очень легко накосячить и тогда вся ваша обратная связь — коту под хвост.

Чтобы правильно определить факт, задайте себе два вопроса:

  • Что не так в этой ситуации?
  • Как должно было работать по-другому?

Вернемся к кейсу. Что в нем не так? Друг не выполнил свое обещание. Как могло быть иначе? Он мог заранее сообщить о задержке, чтобы обсудить, как вы будете решать проблему.

Как правило, на обратную связь обижаются и она встречает сопротивление, когда человек искажает ситуацию, то есть пропускает ее через свое видение. А ведь у «виновника» оно может быть совсем другим!

Фактом в обратной связи должно быть то, что в действительности произошло. Говорим без оценочных суждений! Например, вместо оценки «ты подвел меня», стоит сказать: «ты не предупредил о том, что не успеваешь найти информацию к нашему дедлайну». С этим сложно поспорить, правда?

Запомните, что факт — это опора для всей обратной связи, и он может выражаться как действием (когда что-то было сделано не так) или бездействием (когда не совершались нужные действия).

Если вам актуальна тема обратной связи и обозначения личных границ — подпишитесь на тг-канал школы коммуникации Soft Skills Lab. В нем мы целым составом тренеров постоянно разбираем жизненные кейсы и крутые инструменты коммуникации. Короче, искренне советую!

1111
2 комментария

🔥🔥🔥

1
Ответить

Например, вместо оценки «ты подвел меня», стоит сказать: «ты не охуел, что не мог после работы доделать».

1
Ответить