12 когнитивных искажений, мешающих менеджерам и предпринимателям принимать верные решения

Наш мозг постоянно стремится оптимизировать ресурсы и упрощать процесс принятия решений, особенно в условиях нехватки информации.

Некоторые когнитивные искажения дорого обходятся. Хотя избавиться от них полностью невозможно, знание о том, как они работают, помогает избежать ловушек мозга.

В этом материале рассмотрим 12 когнитивных искажений, которые могут стать препятствием в бизнесе.

Привет! Я Александр Пинаев, директор компании Verba Group, строю IT-компанию Vimble с амбициями, и мой первый шаг к крупной компании – это услуги парсинга и базы данных.

1. Эффект Земмельвейса

Мы с трудом принимаем новые факты, если они противоречат нашему устоявшемуся мнению или нормам. Чем сильнее мы уверены в своей точке зрения, тем труднее нам воспринимать альтернативные идеи. В итоге мы игнорируем ценную информацию и замедляем прогресс.

2. Склонность к подтверждению своей точки зрения

Часто мы ищем только те данные, которые подтверждают нашу позицию. Чтобы принимать более обоснованные решения, важно активно искать не только подтверждающие факты, но и те, что опровергают нашу точку зрения.

3. Проклятие знания

Это искажение возникает, когда мы предполагаем, что другие обладают таким же уровнем знаний и опыта, как и мы. Например, менеджер может ожидать от нового сотрудника выполнения задач на том же уровне, что и от себя, а потом недоумевает, если коллега не справляется. Важно помнить, что у каждого человека свой уникальный опыт.

12 когнитивных искажений, мешающих менеджерам и предпринимателям принимать верные решения

4. Иллюзия контроля

Мы думаем, что результат зависит исключительно от наших действий и игнорируем влияние внешних факторов и непредвиденных обстоятельств. Это когнитивное искажение может привести к излишней самоуверенности и недооценке рисков.

5. Эффект фокусировки

Мы часто переоцениваем важность событий или фактов, которые нас сильно волнуют. Это приводит к ошибкам в принятии решений. Например, компании могут зацикливаться на временных трендах или негативных новостях и при этом игнорировать другие важные аспекты.

6. Стереотипизация

Понятно, что стереотипы – наша данность, которая упрощает восприятие огромного потока информации. Но они мешают анализировать ситуации. Важно развивать критическое мышление, чтобы не падать в эту ловушку в бизнесе.

12 когнитивных искажений, мешающих менеджерам и предпринимателям принимать верные решения

7. Искажение в сторону негатива

Негативные события влияют на нас сильнее. Из-за искажения нам тяжело приступить к какому-либо делу, легко упустить хорошие возможности, потому что мы считаем, что обречены на провал.

8. Ошибка планирования

Мы склонны делать слишком оптимистичные прогнозы о сроках выполнения задач. Всё из-за стремления закончить дело быстрее, из-за недостатка информации, нарушения логики, переоценки усилий. Важно создавать планы, учитывающие возможные риски и пространство для манёвра. Помните закон Мёрфи: «Если что-то может пойти не так, оно пойдёт не так».

9. Непринятие потерь

Человек воспринимает потери сильнее, чем выигрыши, из-за этого мы избегаем рисков и упускаем возможности. Такое поведение возникло в процессе эволюции, чтобы повысить шансы на выживание. Но в бизнесе это может привести к проблемам.

12 когнитивных искажений, мешающих менеджерам и предпринимателям принимать верные решения

10. Эффект владения

Эффект проявляется, когда человек ценит вещи, которыми уже владеет, даже если они не имеют ценности. Это касается и работы: бывает сложно убрать что-то из проекта, если мы вложили в это много усилий. Важно уметь анализировать работу и избавляться от лишнего.

11. Ошибка игрока

Мы склонны связывать случайные события, которые на самом деле не имеют связи. Например, если монета несколько раз выпала решкой, многие подумают, что в следующий раз будет орёл. Эта ошибка заставляет нас быть осторожными: если бизнес постоянно растёт, может показаться, что дальнейший рост невозможен.

12. Иллюзорная причинность

Когда человек воспринимает в качестве причины те факторы, которые на самом деле причиной не являются, это иллюзорная причинность. Её легко объяснить на примере жертвоприношений. Люди принесли жертву, пошёл дождь, люди восприняли это как причинно-следственную связь и продолжили делать жертвоприношения. Так и в бизнесе.

1
Начать дискуссию