Как развить критическое мышление: две простые техники

Как развить критическое мышление: две простые техники

Каждый день мы взаимодействуем с огромным количеством информации: рабочие письма, коммерческие предложения, посты в соцсетях, профильные статьи, научные и не очень научные публикации. Мы постоянно что-то читаем, пишем, обрабатываем, и критическое мышление — тот навык, который помогает нам отделять полезную и адекватную информацию от всего остального.

Главное в работе с текстом — это осмысление информации.

Один из основных приёмов осмысления информации — это постановка вопросов и поиск ответов на них

В предыдущем материале мы упоминали, что основа критического мышления — это умение задавать вопросы. В этой статье разберём две техники для развития этого навыка от американского психолога методов обучения Бенджамина Блума.

Ромашка Блума

Как развить критическое мышление: две простые техники

«Ромашка Блума» или «Ромашка вопросов» — техника развития критического мышления для осмысленной работы с информацией. Приём помогает развить навык задавания вопросов относительно изучаемого материала, чтобы проанализировать его и сделать верные логические выводы.

Где можно применять «ромашку»:

  • Работа с большим объёмом текста, который нужно структурировать, сохранить логику повествования, не спутать причину и следствие, сделать грамотное заключение.
  • Если нужно повторить или запомнить длинный текст. Например, речь для выступления или презентации продукта.
  • Если нужно составить каталог вопросов для научного проекта, для работы над книгой, исследованием, проверки гипотезы, разработки нового продукта или услуги.

В чём суть техники

«Ромашка Блума» состоит из шести типов вопросов (лепестков), которые помогают рассмотреть материал с разных сторон. Сюда входят: простые вопросы, уточняющие, объясняющие или интерпретационные, творческие, практические и оценочные. Рассмотрим подробнее каждый из этих типов.

Простые вопросы ориентированы на работу памяти и знание конкретных фактов: «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?», «Сколько?».

Уточняющие вопросы работают по принципу обратной связи и нужны для уточнения или прояснения информации. С их помощью человек обобщает услышанное или прочитанное и возвращает своё понимание собеседнику.

Этот тип вопросов эффективен и в индивидуальной работе. Тогда человек сам для себя может стать «собеседником» и проверить, насколько чётко и понятно он сформулировал свою мысль.

Примеры уточняющих вопросов для тренировки:

  • «То есть ты имеешь в виду, что..?»

  • «Если резюмировать, то получается, что..?»

  • «Я правильно понимаю, что..?»

Объясняющие (интерпретационные) вопросы начинаются со слова «почему». Этот тип вопросов прокачивает вариативность мышления, способность развивать мысль и строить аргументацию.

Примеры объясняющих вопросов для тренировки:

  • «Почему я подхожу на роль руководителя команды?»
  • «Почему проект №1 принесёт больше денег компании, чем проект №2?»
  • «Почему критическое мышление — полезный навык?»

Творческие вопросы задаются, как правило, в сослагательном наклонении. Этот тип вопросов используется для развития способности фантазировать, предполагать или прогнозировать какое-то событие, действие или результат.

Примеры творческих вопросов для тренировки:

  • «А что будет, если..?»
  • «Как будет развиваться эта история после..?»
  • «Что случилось бы..?»

Практические вопросы устанавливают связь между знанием и применением на практике. Такие вопросы помогают заземлиться, соотнести планы с возможностью их реализации, проверить идею на адекватность.

Примеры практических вопросов для тренировки:

  • «Как это можно сделать?»
  • «Где взять ресурс на это?»
  • «Что надо сделать, чтобы всё получилось?»

Оценочные вопросы помогают дать насколько возможно объективную оценку идеям, событиям, предметам или предложениям и сделать правильный вывод.

Примеры оценочных вопросов для тренировки:

  • «Чем предложение компании А лучше, чем предложение компании Б?»
  • «Соблюдение традиций — это хорошо или плохо?»
  • «Насколько новый бизнес-процесс эффективнее старого?»

Кубик Блума

Как развить критическое мышление: две простые техники

«Кубик Блума» по принципу работы похож на «ромашку». Но если «Ромашка Блума» подходит скорее для индивидуальной работы с информацией, то «Кубик», как игровой формат, интереснее использовать в команде. Например, во время брейншторминга по продукту, на тренинге по критическому мышлению, на тимбилдинге или просто в кругу друзей.

В чём суть техники

Вам понадобится обычный бумажный кубик. В классической версии «Кубика Блума» на каждой его грани написано задание: «назови», «почему», «объясни», «предложи», «придумай», «поделись». Формулируется тема обсуждения. Игрок бросает кубик. Выпавшая грань укажет, какое задание игроку нужно выполнить. Кратко разберём каждое задание.

Назови — это аналог простых вопросов из «Ромашки Блума». В этом задании нужно просто назвать, например, предмет, явление, термин или состояние.

Почему — это те же объясняющие вопросы из «ромашки». Задание помогает сформулировать причинно-следственные связи — описать процессы, которые происходят с обсуждаемым объектом.

Объясни — это уточняющие вопросы. Они позволяют посмотреть на обсуждаемый объект с разных сторон и уточнить информацию, которая, например, не озвучивалась, но подразумевалась в переданном сообщении.

Предложи. В этом задании нужно предложить либо ситуацию или задачу, где можно применить обсуждаемый объ��кт, либо предложить идею или свой взгляд на обсуждаемую проблему.

Придумай — аналог творческих вопросов «Ромашки Блума». Например, в этом задании нужно придумать, что будет с обсуждаемым объектом при определённых условиях или сложившихся обстоятельствах.

Поделись. Отметим, что это задание развивает скорее эмоциональный интеллект — способность распознавать и называть свои эмоции, чем критическое мышление, но тоже полезно.

Во время выполнения задания игроку нужно поделиться своими эмоциями или впечатлениями от обсуждаемого объекта: какие переживания он вызывает, какие ассоциации возникают, как игрок относится к этому объекту.

«Кубик Блума» хорош тем, что его можно использовать по-разному. Можно формулировать вопросы самого разного характера — какие больше нравятся или больше подходят вашей теме обсуждения. Можно придумать свои задания, нанести их на куб и также в игровой форме поштормить с коллегами, вместе поразмышлять и найти решение сложной задачи или просто прокачать навык критического мышления.

Куб в развёртке. Можно распечатать эту картинку, вырезать и склеить грани
Куб в развёртке. Можно распечатать эту картинку, вырезать и склеить грани

Резюмируем

«Ромашка Блума» и «Кубик Блума» — две нехитрые полезные техники для тренировки критического мышления, которые можно использовать и для индивидуальной, и для командной работы.

А если вам нужно узнать, каким уровнем критического мышления обладают ваши сотрудники прямо сейчас, то в нашей Лаборатории есть готовый тест для оценки этой способности. Оценка занимает всего 30 минут. После тестирования система автоматически формирует отчёт с общим баллом критического мышления и с результатами оценки по шкалам: анализ информации, оценка аргументов и оценка выводов.

Тест на критическое мышление:

2
Начать дискуссию