АBC-анализ - бежим за 1/3 зайцев, но зато они самые жирные

Менеджер всегда занят. Особенно когда запарка и силы уходят на все дела: важные и не очень. На выручку приходит ABC-анализ: он помогает выбрать приоритетные задачи, дающие максимальный и экономический эффект. А там где менеджер повышает прибыль - его любят.

Продолжаю Одиссею, где разбираю 150 инструментов менеджера для повышения эффективности, креативности и продуктивности. Статья про "технику 5S" лежит тут на vc.ru

Кажется с АBC все просто: делай важное и будет хорошо. А вот поди ж ты выяви это. С другой стороны, менеджер всегда работает, чтобы компания получала прибыль. Следовательно, из всех проблем выбирает к решению те, что ведут к потере прибыли и уничтожает. Поэтому надо просто найти точки, где теряется прибыль (время, ресурсы). И вот АВС тут может помочь.

Цель инструмента: Выявление проблем, подлежащих перво- очередному решению, путем ранжирования их приоритетности.

Суть: АВС-анализ основан на делении определенной совокупности проблем (объектов анализа) по удельному весу каждой группы, определяемому по тому или иному выбранному показателю. Звучит заумно. Но суть проста: есть куча задач и все они как-то влияют на прибыль и успешность компании (отдела, цеха, магазина). Делаем табличку, заносим все и оцениваем степень их влияния. Самые разрушительные и негативные требуют срочных мер. Другие - подождут.

АВС-анализ позволяет установить основные проблемы, с которых нужно начинать действовать. АВС-анализ базируется на принципе Парето, который означает, что 20% усилии дают 80% результата, а остальные 80% усилии – лишь 20% результата.

План деиствий:

1. Определить проблему, которую надлежит решить.

2. Учесть все факторы (признаки), относящиеся к исследуемой проблеме.

3. Выявить первопричины, которые создают наибольшие трудности, собрать по ним данные и проранжировать их.

4. Построить диаграмму Парето, которая представит фактическое положение дел в понятной и наглядной форме

5. Провести АВС-анализ диаграммы Парето.

Звучит сложно? А на деле все просто.

Пример

Среди кейсов я нашел такой пример. Компании необходимо снизить себестоимость продукции, выбрав из большой номенклатуры выпуска наиболее целесообразную группу для совершенствования. Менеджеры разработали бланк таблицы с необходимыми графами и заполнили его по каждому исследуемому фактору.

В таблице 40 изделий, затраты по каждому проекту.
В таблице 40 изделий, затраты по каждому проекту.

Затем построили диаграмму Парето. По оси X - относительная частота исследуемых факторов (накопленное число изделии) в процентах, а по оси Y – нарастание затрат по каждому фактору (номеру изделия) в процентах к себестоимости всеи продукции и соединил их между собои.

АBC-анализ - бежим за 1/3 зайцев, но зато они самые жирные

Из диаграммы Парето видно, что максимальная экономия достигается при снижении себестоимости изготовления изделии, отнесенных к группе А. Совершенствование изделии группы С часто не является целесообразным.

Часто АВС делают в торговле для составления товарной матрицы магазина. Там все просто - самые маржинальные товары - класс А, класс В и С - товары нужные, но не дают так много прибыли. Поэтому товары А надо продвигать, закупать, рекламировать, а другие просто держать, чтобы были в ассортименте.

АBC-анализ - бежим за 1/3 зайцев, но зато они самые жирные

Результат: Принятие решения на основании АВС.

Достоинства: Простота, наглядность и точность АВС- анализа позволяет правильно выявить основные проблемы для их эффективного разрешения. Авторы метода и консультанты хвалят метод за красивый визуал. И по идее, разобравшись с этим, можно делать прекрасные презентации.

Недостатки: При построении сложной, не всегда четко структурированной диаграммы возможны неправильные выводы.

Где использовать:

Выбор групп клиентов, создание товарной матрицы для магазина, ранжирование любых структурированных показателей. Еще более широко - применять везде, где нужно выбрать приоритетные задачи, избавится от 2/3 задач в пользу трети самых важных, чтобы не бежать за всеми зайцами, а схватить треть, но зато самых жирных.

Я лично не часто встречал вдумчивого применения этого инструмента. Но однажды применил сам - заказал у бизнес-аналитика выгрузку данных и разложил по АВС. Я уже покинул отрасль, а мне до сих пор звонят и просят данные из моего анализа.

Памятка

1. Помните, АВС-анализ не всегда сложные таблицы. Просто старайтесь достичь высоких результатов лишь по нескольким направлениям, а не повышать показатели по всем направлениям сразу. Если вам нужно их найти, можно применять анализ данных.

2. Сосредоточьте внимание только на ресурсах, приносящих наибольшую прибыль, не пытайтесь повысить эффективность всех ресурсов сразу.

Всем успехов. Больше про инструменты менеджера можно почитать в моем телеграме.

Начать дискуссию