STEP-анализ: за пару часов получается 150 креативных идей для эффективности и улучшений
Этот инструмент менеджера нужен для поиска новых идей и стратегий. Это самый доступный стратегический анализ. С него начинают делать стратегию и он же как нефтескважина: дает сразу массу идей и инсайтов. При работе в группе до 200 фишек для бизнеса придумываются за 3-4 часа.
Цель: Отслеживание изменении макросреды по четырем узловым направлениям и выявление тенденции, неподконтрольных организации, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решении.
Звучит устрашающе? Но все просто: берем группы факторов внешней среды и выписываем то, как они влияют на компанию и бизнес.
Суть: STEP-анализ – это инструмент, пред- назначенныи для выявления политических, экономических, социальных и технологических факторов внешнеи макросреды, которые могут существенно повлиять на бизнес, их структурирование и формулирование стратегии организации.
Что это значит? На компанию влияют сотни факторов. Часть очень сильно. Проведя STEP анализ мы их увидим и придумаем как нивелировать или как развить.
ЛОГИКА ТАКАЯ: Самый яркий пример экономического факора - санкции. Ведут к удорожанию наших станков и обслуживания, росту себестоимости. Ну ежу понятно. Как это влияет на наш бизнес? У нас долго едут китайские расходники и вообще не приезжают европейские. Так , к чему это ведет? Мы заставляем ждать клиентов, зарабатываем меньше. Что можно сделать? И вот ответы и идеи на этот вопрос - и есть нащупывание стратегии.
План действий:
1. Выявить тенденции основных групп факторов внешнеи макросреды и составить ясное представление о влиянии этих факторов на организацию. Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы.
2. Описать структуру каждого фактора внешней макросреды и оценить влияние каждого события на стратегию организации. Вот прямо нужно конкретно описать это влияние, чтобы наблюдалась внятная логика а не просто "Нам мешают политические репрессии...". Если мешают, то кому, как, на сколько процентов, какие метрики меняются.)
4. Сформулировать различные варианты стратегии организации и оценить вероятность осуществления каждого из них для данной организации. А что мы сделаем в ответ на этот фактор? Вот ответы - это самое хорошее, что должно произойти на STEP-анализе.
5. Разработать стратегию, наилучшим образом отвечающую интересам развития организации с учетом имею- щихся и перспективных компетенции и ресурсов.
Результат: Формализация результатов обследования текущего состояния организации и оценка внешней экономической ситуации. Что особенно хорошо: такие же факторы влияют и на вашего конкурента, но он STEP-анализ не сделал и не знает, как им противостоять, а вы сделали!
Достоинства: Наглядность, простота освоения и применения. Позволяет организации определить возможности для бизнеса и использовать их в полном объеме.
Недостатки: Доступ к качественным внешним источникам данных может быть трудоемким и дорогостоящим. Для обеспечения эффективности этого процесса необходимо проводить его на регулярной основе.
Практика: Если сделать стратегическую сессию на субботу, накупить пиццы, пива и и колы, найти модератора - то такой анализ просто огонь. Группа из 12 человек генерирует обычно 150-200 инсайтов, идей и полезных улучшений. Даже стратегию можно не делать, потому что уже хватает для внедрения массы креативы.
Если кто-то делал на практике STEP-анализ как автор тренинга или заказчик, напишите, буду признателен. Веду летопись всех инструментов менеджера, будет интересно поговорить.