Как работать с человеком, который «всегда прав»?
Меня зовут Михаил Ромашов, я тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель по переговорам в ВШЭ и Сколково. Сегодня рассказываю, как строить общение с человеком, который априори ставит свое мнение выше вашего.
Наверняка вы встречали людей, для которых существует только два мнения — их собственное и неправильное. Конечно, вступать с ними в дебаты стоит только тогда, когда дело касается действительно важных вещей — вашего авторитета, результатов работы или сложных решений.
Ловушка в том, что попытка переубедить «сложного человека» часто приводит к эскалации конфликта. Если ваш собеседник уверен, что он по умолчанию прав, спор с ним может превратиться в бесконечный цикл обвинений и попыток оправдаться. Как этого избежать? Вот ключевые рекомендации.
1. Уточняйте конкретику и требуйте доказательств
Когда собеседник делает утверждения без четких аргументов, важно переключить внимание с эмоций на факты. Например, если вас обвиняют в том, что ваши проекты якобы «проваливаются», задайте уточняющий вопрос: «Меня смущают ваши слова о том, что мои проекты часто терпят неудачи. Можете привести примеры, которые мы можем обсудить?» Это позволяет сместить фокус с беспочвенной критики на конструктив.
Также задавайте вопросы, которые помогут понять, на чём основана уверенность человека: «Не совсем понимаю, как вы пришли к такому выводу? Есть ли примеры успешных решений, с которыми вы могли бы сравнить мой подход?» Это даёт вам возможность мягко вскрыть слабые места в аргументации без открытого вызова.
2. Держите свои границы и соблюдайте правила обратной связи
Когда ваши границы нарушаются, не забывайте указывать на это и обозначать свои потребности в коммуникации. Главное — корректно выражать свое недовольство и не обвинять собеседника, чтобы не дать повода зацепиться за ваши слова. Подробнее о том, как давать обратную связь, с которой не спорят, писал тут.
3. Если диалоги повторяются, обсуждайте проблему откровенно
Когда вы чувствуете, что столкновения с таким человеком становятся регулярными и мешают вашей работе, можно обсудить эту черту его характера напрямую, но без агрессии: «Слушай, если честно, у меня ощущение, что ты хочешь принимать эти решения самостоятельно и тебе не нужно мое мнение. Для меня важен этот проект и важно, чтобы мои комментарии учитывались. Я хочу понять, как нам выстроить коммуникацию, чтобы решения принимались совместно в диалоге?»
Такой разговор помогает обозначить взаимные ожидания. Если собеседник готов пойти навстречу, это может стать началом более здоровых отношений.
4. Помните о вашем праве на сепарацию
Не все отношения можно исправить, и это нормально. Если человек постоянно нарушает ваши границы и не хочет корректировать своё поведение, у вас есть право на сепарацию — частичное или полное дистанцирование. Это может быть переход на взаимодействие только по конкретным рабочим вопросам или минимизация контакта в целом.
Главное правило общения с людьми, которые «всегда правы», — не пытаться их переспорить в каждой ситуации. Конфликты нужно вести только там, где они действительно имеют значение для ваших целей и карьеры. Не тратьте ресурсы на доказательство своей правоты в мелочах, а сосредоточьтесь на отстаивании своих интересов в ключевых моментах.
Если вы хотите, чтобы ваша коммуникация была более комфортной и результативной, подписывайтесь на мой VC и тг-канал «Осознанные коммуникации». Там я разбираю жизненные кейсы и прикладные инструменты для эффективного общения. А еще анонсирую бесплатные онлайн-мероприятия для практики!