Тренды корпоративной культуры 2025: что хочет отечественный бизнес?

Привет! Я Аня. С 2020 года занимаюсь развитием опыта сотрудников, а с июля 2024 года ушла из найма в проектную работу: помогаю компаниям выстраивать здоровые отношения с командой через корпоративную культуру и внутрикорпоративные коммуникации.

Каждый год крупные аналитические агентства определяют тренды развития корпоративной культуры и HR-бренда. Например, по мнению Universum, 2025 год будет про:

  • Активное внедрение ИИ и соцсетей в процесс найма.
  • Привлечение сотрудников как внешних амбассадоров/инфлюенсеров.
  • Развитие программ благополучия.
  • DEI (разнообразие, инклюзия, равенство возможностей).
  • Акцент на гибкий график и удаленную работу.
  • Устойчивость и КСО.
  • Возможности для развития карьеры и обучения.
  • Аутентичность и прозрачность.

Актуальны ли данные тренды для российских реалий? Давайте проверим!

Я решила провести собственное исследование и проинтервьюировала 16 HRD из компаний численностью от 3000 до 17000 сотрудников. Цель: выяснить, как директора по персоналу представляют развитие корпоративной культуры в 2025 году, и выявить яркие тренды.

Тренды корпоративной культуры 2025: что хочет отечественный бизнес?

Что же нас ждет?

  • Приоритет традиционных ценностей

Общественная повестка влияет на бизнес. Если раньше одной из ключевых задач было продвижение собственных корпоративных ценностей, то сейчас работодатель делает акцент на базовых общечеловеческих ценностях: семья, здоровье, наличие нравственных ориентиров и т.д.

Факт. Больше половины интервьюируемых хотели бы продвигать патриотизм как корпоративную ценность, хотя никто из них не работает в государственном секторе.

Компании хотят (и самое важное - готовы) взаимодействовать с сотрудниками через их близких (дети, родители, супруги, питомцы). Такой формат давно практикуется на больших производствах (летняя спартакиада для всей семьи - это база), однако ими не ограничивается. Например, здесь делюсь кейсом, как прорабатывала это направление в IT-компании.

Отдельно стоит упомянуть про well-being. Компании будут уделять больше внимания здоровью сотрудников как физическому, так и ментальному. Приведу цитату из интервью: “Выгоревший сотрудник — это балласт для компании. В моменте он может быть и даст какой-то результат, но на длинной дистанции от него больше вреда, чем пользы. С учетом того, что на закрытие позиции уходят месяцы, мы не можем себе позволить нанимать людей на сезон”.

  • HR-бренд, ориентированный на аудиторию 45+

В погоне за молодежью компании “забыли” о существовании сотрудников старше 45. И тут речь не только об направленности брендинга, но и банальном трудоустройстве: только на Пикабу сотни историй о том, как сложно найти работу, если тебе “за…”.

Однако эти люди - реальная рабочая сила (и притом весьма многочисленная).

Возрастная структура населения РФ в 2024 году
Возрастная структура населения РФ в 2024 году

Что важно понимать, когда строишь HR-бренд для “иксов”?

  1. Для них важна стабильность и последовательность. До пенсии может оставаться лет 10, но они хотят провести их на одном рабочем месте (потому что найти что-то новое с каждым годом становится все сложнее).
  2. Работа для них - это место, где зарабатываются деньги. Быть частью внутреннего комьюнити большинству не интересно.
  3. Механики взаимодействия должны быть максимально понятными. Им “ок” работать в рамках внутренних регламентов и инструкций.
  4. “Иксы” - это люди с опытом. В описании вакансии их интересует конкретика, а не призрачные перспективы роста (и да, зарплату нужно указывать).
  5. Если зумерам мы можем предложить смыслы и уникальный опыт, то “иксы” хотят видеть практическую пользу (например, корпоратив в формате мастер-класса большинство из старшего воспримет негативно в отличие от классического банкета с танцами).

Задача “внутри” - обеспечить здоровую коммуникацию между коллегами разных поколений.

  • Меньше значит больше

Мы живем в условиях информационной перегрузки. Следовательно, смысла вести корпоративный портал в формате “пусть будет” и публиковать по 10 постов в день нет - вряд ли ваши коллеги придут в восторг от графомании. Лучше разместить одно сообщение в неделю, но оно будет иметь смысл, чем писать по три статьи в день ни о чем.

Коммуникации должны быть короткими и визуализированными - дайте своим сотрудникам возможность не грузить лишний раз мозг.

Кстати, формат видео подходит далеко не всем. Есть офисы, где наушники, которые можно подключить к компьютеру, есть у пары человек. А гифка с субтитрами развлечение на любителя.

  • Удержать любой ценой (но только не за деньги)

Будут ли расти зарплаты в этом году? Скорее нет, чем да. Часть компаний проведет индексацию, но по факту она не покроет реальный уровень инфляции.

Что это значит? Персонал в скором времени начнет активный поиск нового рабочего места, где сможет увеличить свой доход.

Мифическая “очередь за забором” стала мемом. Найти нового сотрудника сложно, поэтому приоритет отдается “удержанию”. Однако повышение ЗП - это крайняя мера.

Что будет делать бизнес? Улучшать опыт сотрудника как внутреннего клиента.

Также будут развиваться alumni-сообщества: поддерживать связи с сотрудниками, которые решили поменять работу, бывает полезно. Не стоит обрывать связи, ведь возможно через некоторое время человек вернется обратно (а вы сэкономите на адаптации).

  • Сотрудники как внутренние и внешние амбассадоры

Не новая тенденция, но тренд будет развиваться. Теперь на первый план выходит вопрос: “А как работать с амбассадорами?”. Статус инфлюенсера накладывает на сотрудника определенные обязательства, однако важно держать в фокусе внимания два пункта:

  1. Амбассадор может как улучшить репутацию бренда работодателя, так и уничтожить ее (растет ваша зависимость от конкретного человека).
  2. Эйфория от приобретения нового статуса длится недолго. Сотрудник будет ожидать награду. А готовы ли вы ее дать?

Что касается внешнего бренда, компании планируют поощрять self-promo на всех уровнях: участие в конференциях, ведение профессионального блога, комментарии для СМИ. Однако бизнес ждет лояльности: ожидается, что сотрудник будет пиарить работодателя, а не себя. На этой почве вероятно развитие недопониманий, вплоть до увольнения “излишне медийных” коллег.

  • Использование ИИ

Здесь все очевидно. Экономим время и деньги на написании текстов и отрисовке картинок с помощью ChatGPT и Midjourney.

Звучит прекрасно. Однако… вопрос в качестве. Нейросети хороши для создания поточной коммуникации, но большинству компаний в рамках развития HR-бренда она не нужна.

Пока я вижу ИИ как инструмент для “скучной базы”: поздравлений с ДР и праздниками, информирования о назначениях и т.п.

  • Сокращение расходов на развитие корпоративной культуры и HR-бренд

2025 - это год, когда бизнес будет экономить. На чем?

Во-первых, организация праздников. “Богатые корпоративы” с начала пандемии стали редкостью. Большинство компаний отмечает важные даты у себя в офисе: вместо полноценного банкета сотрудникам предлагают пиццу и бокал игристого. Еще одна “вернувшаяся” тенденция: корпоратив за счет сотрудников (что, впрочем, дает исключительно негативный эффект).

Тренды корпоративной культуры 2025: что хочет отечественный бизнес?

"Ведомости” приводят статистику: “В прошлом году доля организаций, планирующих новогодние мероприятия, сократилась на 10% и составляет 80%. Главной причиной названа экономия средств (30%), за ней следуют отсутствие традиции в компании (31%) и перенаправление бюджета на благотворительность (24%)”.

В качестве альтернативы сотрудникам предлагают спортивные мероприятия. Участие в марафоне или “Гонке Героев” гораздо дешевле, чем поход в ресторан, а эмоционально этот опыт воспринимается гораздо ярче. Плюс совместное преодоление препятствий работает на командообразование.

Во-вторых, в бюджетах сильно урезали статью расходов на мерч. Эпоха худи, термокружек и ежедневников уходит. Брендированная продукция сильно выросла в цене, но при этом совершенно не воспринимается большинством как что-то ценное. Поэтому компании готовы либо закупить что-то с вау-эффектом, либо отказаться совсем от этой категории.

В-третьих, работодатели планируют свести к необходимому минимуму работу с внешним HR-брендом. У большинства “на стоп” отправились работа со СМИ, карьерными инфлюенсерами, участия в выставках, премиях, спецпроекты. Бизнес не готов вкладываться в долгосрочный имидж. Причина очевидна: эффект от этих активаций растянут во времени, это роскошь, которая доступна немногим - а нужен быстрый результат. Однако от услуг SERM никто отказываться не планирует.

Что еще пойдет под нож? Разнообразные “плюшки”. ДМС и спорт пока останутся с нами, а вот корпоративные библиотеки, дотации на питание, изучение английского, платное внешнее обучение и т.д. работодатель уже не готов оплачивать. Впрочем, перечисленное выше имело больше имиджевый эффект, чем приносило реальную пользу (в общей массе).

Что изменится в работе экспертов по корпоративной культуре и внутрикорпоративным коммуникациям?

В этом разделе поделюсь своими личными наблюдениями.

  • Отказ от внешних консультантов и агентств в пользу штатного специалиста. Возможно две вариации. Первая - человек-оркестр, который потенциально должен в одиночку закрыть работу отдела. Вторая - это менеджер, который координирует работу направления (однако не является руководителем в стандартном понимании этой роли) + выполняет функции советника/консультанта для CEO.

С чем это связано? а) желание сэкономить (в перерасчете на часы даже с учетом всех налогов штатный специалист обходится в разы дешевле, чем профессионал на аутсорсе). б) расчет на относительно долгосрочное сотрудничество (хотя бы на 1-1,5 года). в) возможность контролировать и менять правила игры. г) желание “застолбить” лучших профессионалов на правах эксклюзива.

  • Меняется структура. Все чаще встречаются вакансии, где подчинение менеджера по внутрикому идет напрямую генеральному директору и/или собственнику компании, минуя HRD.
  • Количество задач растет, но нужно быть готовым к постоянной отмене проектов, которые уже находятся в работе (в т.ч. в финальной стадии). Значительная часть усилий будет уходить в никуда. Нестабильность нужно принять как константу.
  • Работа в условиях отсутствующих бюджетов. Пригодится навык экономии и хэнд-мейда. Сюда же добавьте стрессоустойчивость: объяснять, почему мы не можем как “лидер отрасли”, но бесплатно, придется часто.

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?

Запрос на развитие корпоративной культуры у бизнеса все еще есть, но отрасль будет меняться. Классический внутриком, который включал в себя информирование и организацию мероприятий, постепенно уходит в прошлое. От эксперта требуется умение работать со смыслами, повесткой дня и опытом сотрудника.

Часть глобальных трендов соотносится с отечественными. Например, пункты про ИИ, амбассадоров и благополучие есть в обоих списках. Что-то из прогноза Universum уже неактуально и для Запада (компании массово отказываются от политики разнообразия). Однако различия достаточно велики, и объясняется это, скорее, не региональной спецификой, а отсутствием общего понимания роли корпоративной культуры в развитии бизнеса.

Ждать ли перемен? Определенно. Из-за экономической ситуации компании не могут использовать уровень зарплаты как конкурентное преимущество. Следовательно, нужны иные инструменты привлечения и удержания персонала. Один из них - это работа с HR-брендом. Следовательно, увеличится степень влияния этой функции на бизнес -> сфера будет развиваться.

Предлагаю обсудить возможные перспективы HR-брендинга в России. Расскажите, что планируете реализовать в своей компании в этом году?

4
2 комментария