Демократичный шеф: как ровные отношения с подчиненными отражаются на бизнесе

Сегодня буду рассуждать про демократический стиль управления и его пользу или вред для развития компании.

Евгений Глухоедов
генеральный директор АО ГК «Обонато» и совладелец федеральной розничной сети «Икорный»

Демократия происходит от здравомыслия

Даже если у отдельных руководителей есть иллюзии, что команда не оказывает влияния на ход событий, то они живут в розовых очках. Сотрудники любой компании влияют на решения собственников, как двигаться дальше. Любой бизнес — это группа людей, объединившихся с какой-то целью. Если ты теряешь их, то начинаешь терять бизнес — все очень просто.

Я обязательно прислушиваюсь к голосам «снизу», даже не потому, что у компании такая особая философия (хотя наша философия как раз и строится на том, чтобы хорошо было всем) — нет, просто это рациональный подход: если ты работаешь с экспертами и узкими специалистами, то ты их слушаешь и учитываешь их мнение по разным вопросам. Иначе зачем ты их набирал?

Специально я не устанавливал и не провозглашал демократический режим — это все-таки больше относится к политике. Демократический способ управления в первую очередь продиктован здравым смыслом — так намного эффективнее существовать вместе, развивать бизнес — именно крупный бизнес. И самое главное, он тесно связан с моими жизненными принципами и ценностями, которые я принес и на работу. Корпоративная культура всегда выстраивается сверху и отражает личность руководителя. Наша коррелирует с моим образом жизни и убеждениями — так вышло, что по устоявшейся классификации управленческих стилей она относится к демократической.

В малом бизнесе можно спокойно обходиться без демократии — все процессы и решения контролировать самому, держать работников на коротком поводке — и это может быть вполне успешная модель. Но я не верю в то, что она подходит для масштабной организации.

Демократичный шеф: как ровные отношения с подчиненными отражаются на бизнесе

Комфорт и отсутствие репрессий

Я точно знаю, что принцип «боятся — значит, уважают» — большое заблуждение, для меня это значит — ненавидят. И это крайне непродуктивно для результата. Человек, который тебя боится, точно не будет стараться ради твоей компании, наоборот, в любой момент воткнёт нож в спину — ты для него источник постоянного стресса, который хочется устранить.

Для достижений обязательна довольная команда и годные условия работы — благоустроенный офис, комфортный психологический климат. И конечно, мне как СЕО нужно понимание, не снизился ли градус благополучия в коллективе, устраивают ли людей условия, размер заработной платы и т.д.

В этом плане демократия в холдинге процветает. «Народная тропа» в кабинеты руководителей не зарастает: благодаря гласу народа постоянно закупается новая техника, производятся ремонты, улучшается рабочий быт, повышаются зарплаты. Инициатива поощряется, как и конструктивная критика (когда она направлена на то, чтобы сделать процесс эффективнее).

Самое главное, что у нас нет системы наказаний, в том числе не применяются санкции к тем, кто говорит, что им что-то не нравится. Здравый смысл всегда на первым месте: включаем механизм анализа — что не так, соответствует ли это действительности, что нужно и можно изменить, чтобы стало хорошо. Если мы находим рациональное зерно в этих запросах, то, конечно, идем навстречу.

Демократичный шеф: как ровные отношения с подчиненными отражаются на бизнесе

Демократия = корпоративная культура

В компании, где число сотрудников превышает сотню человек и люди разбросаны территориально, собственнику нереально выстроить доверительные отношения с каждым из них. У нас работает схема «СЕО минус 1» и дальше так же по нисходящей. Минус 1, минус 2, минус 3 и т.д — это слои, которые идут под генеральным директором. Верхний слой — топ-менеджмент, средний слой — менеджмент второй, третьей, четвертой категории и линейщики. Каждый слой находится под «опекой» руководителя соответствующего уровня.

Лично я поддерживаю доверительные отношения с руководителями высшего эшелона — теми, кто формирует атмосферу в коллективе, — я постоянно держу этих людей в зоне своего внимания и интересуюсь, что происходит у них не только на работе, но и в жизни, в семье. В моем понимании у нас с ними демократичные отношения: они могут пройти ко мне с любыми рацпредложениями, замечаниями, инициативами и личными просьбами.

И точно так же происходит на уровнях ниже: начальник отдела продаж уделяет внимание своим менеджерам, принимая их у себя в кабинете и выслушивая все то, с чем они к нему пришли, а менеджер склада подобным образом работает со своей командой кладовщиков и грузчиков — это в целом культура компании, которой следуют на всех уровнях и, кстати, не только в плане взаимодействия с руководством. Культура включает всю коммуникационную систему, традиции, принципы, ценности, ограничения, цели, миссию и философию.

Считаю, что когда каждый сотрудник в курсе планов, стратегии и целей компании, четко понимает, куда она двигается, как она планирует это делать, что в ней происходит, какую пользу она приносит и т.д., и он с этим согласен, тогда велика вероятность, что он будет работать с большой самоотдачей, а в идеале — проникнется ее проблемами и начнет искать возможности, чтобы их решить. Для меня империя — это в первую очередь команда.

Про делегирование и его пользу для бизнеса я очень подробно рассказал в этой статье

Как демократично разруливать вопросы о заработной плате

У любого человека рано или поздно возникает вопрос: адекватное ли вознаграждение ему выплачивают? Нередко он вполне обоснован — например, когда кто-то пару лет подряд получает одну и ту же сумму, хотя инфляция регулярно съедает часть его дохода.

В этом плане мы работаем на опережение, ежегодно индексируем фиксированную часть выплат (то есть оклады) по всем направлениям: ритейл, логистика, торговый бизнес. Кроме того, стремимся платить выше рынка. Но и у нас тема повышения регулярно всплывает на повестке дня.

Подобные вопросы решаются путем переговоров, а результат напрямую зависит от логики и ценности того или иного сотрудника. Есть люди особенные, с необыкновенной самоотдачей, которые приносят большую пользу — с ними обговариваем какие-то специальные условия. Да и с остальными пытаемся прийти к компромиссу, но никогда не позволяем собой манипулировать:

если есть понимание, что у человека банально зашкаливает уровень амбиций, то вопрос закрываем. Однако в перспективе у него всегда есть шанс доказать, что он эффективен и заслуживает лучшей доли — и если мы видим, что сотрудник вырос как специалист и уровень его компетенций гораздо выше уровня дохода, то см. выше.

Мы внедрили систему мотивации для топ-менеджеров, когда они имеют возможность получать процент от чистой прибыли — так они заинтересованы, чтобы конечные показатели были как можно выше. Кроме того, это подтверждение высокой степени доверия к ним — они знают, какой доход у компании, а во многих структурах эта информация относится к разряду конфиденциальной.

О том, как работает мотивация, заточенная на чистую прибыль компании, читайте здесь

Когда есть обратная связь, профсоюз не нужен

В нашем холдинге профсоюза нет. С функцией защиты прав трудящихся хорошо справляется государство — это раз, и, как я уже отмечал, у нас руководители адекватно относятся и к просьбам, и к претензиям — это два.

Ко мне с предложениями о создании профсоюза никто не приходил, а подобные инициативы как раз исходят от команды и ее потребностей в защите прав и интересов.

Для меня важным показателем является текучка — если ее нет, значит, народ все устраивает, работа с людьми выстроена эффективно и без вспомогательного общественного объединения.

До меня не нужно достукиваться через посредников. У нас в принципе нет проблем с доступностью, потому что есть корпоративные каналы связи, куда любой при желании отправляет сообщение. Каждый игрок в команде понимает, что он может либо напрямую общаться с собственником: в офисе, в чате, по телефону или в скайпе — либо обращаться к нему через своего руководителя, и это всегда приведет к результату, не останется без внимания.

Демократичный шеф: как ровные отношения с подчиненными отражаются на бизнесе

Честная обратная связь, в идеале обоюдная — это мастхэв. Помимо постоянного взаимодействия в чате, у нас это происходит либо в виде регулярных встреч в кабинете, либо в неформальной обстановке, например, за ужином. Побеседовали, поспорили, наговорили в адрес друг друга всякого, зато оказались в курсе событий, пришли к общему знаменателю. Такие встречи всегда во благо. Очень многие нехорошие процессы можно остановить как раз в формате беседы, предупредить развитие негативных последствий на этапе получения обратной связи. Особенно в тех областях, с которыми не соприкасаешься непосредственно.

На чем босс может споткнуться

Отойти слишком далеко от руля

Пожалуй, главная ошибка заключается в том, что руководитель проявляет излишнюю либеральность: перестает интересоваться, как идут дела, переходит грань между делегированием полномочий и полным перекладыванием ответственности, когда это начинает выглядеть как его безучастие, отсутствие заинтересованности в процессе. Грань очень тонкая, не всегда ее можно ощутить, но результат очевидный: когда ты слишком сильно отпускаешь контроль, то начинаешь его терять и получаешь нокдауны в виде убытков и потерь сотрудников.

Поэтому руководитель постоянно должен находиться на расстоянии вытянутой руки — слушать, доверять, информировать, делегировать, наблюдать, но не доводить до того, чтобы участники команды были полностью предоставлены сами себе. А в экстремальных ситуациях и в случае, когда требуются быстрые и волевые решения, руководитель делает это единолично.

Проявлять лицемерие и двуличие

Подобное при любом стиле управления пойдет во вред, а при демократическом — просто противоречит его смыслу, потому что подрывает доверие. Если в компании есть прописные правила и традиции, то их надо соблюдать всем без исключения. Если боссы заявляют, что они открыты и всегда на связи, что принимают любую критику, но при этом недоступны или доступны редко и очень избирательно, а после получения нелицеприятной информации начинают ущемлять права того, кто довел ее до их сведения, то сама идея демократии сходит на нет.

Демократичный шеф: как ровные отношения с подчиненными отражаются на бизнесе

Не принимать других такими, какие они есть

По моему убеждению, руководителю стоит подавать пример, чтобы остальные следовали за ним. Не хочешь, чтобы подчиненные публично ругались матом — продемонстрируй, что ты сам никогда этого не делаешь, что для тебя подобное неприемлемо, и в твоей компании это не работает. Не нужно навязывать, кидать лозунги, тем более бороться с проявлениями с помощью запретов и наказаний.

В итоге люди либо примут твой пример, либо нет. Но даже если и нет, то пока это не будет сказываться на результатах работы или мешать движению к целям, то вполне можно закрыть глаза на чужие слабости и проявить лояльность.

Больше интересных историй из моего предпринимательского опыта и полезных лайфхаков для бизнеса — на телеграм-канале «Большой бизнес: взлёты и падения»

Познакомиться с поближе с ГК «Обонато» можно тут:

Демократичный шеф: как ровные отношения с подчиненными отражаются на бизнесе
2
1
1
1
1
1
1
7 комментариев