Эффективный руководитель: готовые решения и практики управления. Часть 1.

Публикуем первую главу из книги «Эффективный руководитель: готовые решения и практики управления» в трёх частях. Данная глава будет полезна всем руководителям для развития деятельности по управлению структурными подразделениями и организациями в целом. Предлагаем вашему вниманию первую часть: «Главные направления работы и задачи руководителя».

Эффективный руководитель: готовые решения и практики управления. Часть 1.

Главные направления работы и задачи руководителя

1. Стратегия

Должна быть разработана многоуровневая полноценная система стратегического управления и 5 главных компонентов стратегии:

• стратегические карты (модели);

• деревья стратегических целей (модели);

• показатели для измерения целей и процессов;

• проекты и задачи для реализации стратегии и целей;

• нормативные документы, формы документов, бюджеты.

Именно руководитель определяет долгосрочные и среднесрочные направления развития организации, её структурных подразделений и процессов, приоритеты в выборе стратегических проектов и в планировании бюджетов. Одна ошибка в стратегии организации может повлечь убытки в десятки миллионов рублей. А одна небольшая, но гениальная идея может принести прибыль в сотни миллионов рублей. Чтобы не повторять ошибок других организаций и найти новые идеи для развития, можно использовать разные сборники стратегий.

2. Персонал

Чем более высокую руководящую должность в организационной структуре занимает человек, тем более важно стратегическое и системное мышление, широкий кругозор, и тем менее важны узкие специфические знания и навыки. Одному руководителю невозможно вникать (погружаться) во все детали управляемой деятельности, да и это совсем не нужно. Главная задача – это подбор правильных и эффективных людей на подчинённые (нижестоящие) руководящие должности и высококвалифицированной команды специалистов. А затем – обеспечение мотивации и удовлетворённости персонала условиями труда, обеспечение низкой текучести кадров.

В работе организации могут периодически возникать разные ситуации, требующие замены подчинённых руководителей или их перевода на другие должности. Например, кризисы в экономике страны или отрасли, смена стратегии организации или направлений, падение эффективности работы подразделений, усиление конкурентов. Всё это необходимо постоянно отслеживать и принимать своевременные кадровые решения.

3. Отношения с внешними субъектами

В зависимости от уровня руководителя в организационной структуре и сферы деятельности внешними субъектами могут быть: крупные (приоритетные) клиенты, органы государственной власти, стратегические партнёры, крупные и постоянные поставщики (товаров, услуг, программного обеспечения, оборудования), известные отраслевые эксперты, руководители отраслевых ассоциаций (сообществ), руководители других подразделений организации.

С ними необходимо поддерживать стабильные дружественные контакты и коммуникации. Отношения с внешними субъектами оказывают существенное влияние на стратегию развития организации, конкурентные преимущества, эффективность процессов и проектов, быстрое решение разных проблем в работе. Поэтому руководителю рекомендуется применять все возможные официальные (формальные) и неформальные способы поддержания таких контактов и коммуникаций.

4. Участие в операционной деятельности (процессах)

Для высшего руководства обычно достаточно трёх перечисленных выше направлений работы. Однако среди знакомых и друзей автора есть генеральные директора и даже собственники организаций, которые принимают очень активное участие в операционной деятельности и вникают (погружаются) в детали многих бизнес-процессов. Из-за этого у них остаётся совсем мало времени на стратегию. Здесь нет единственно верного решения о балансе времени, всё зависит от специфики и размера конкретной организации.

Руководители среднего звена обычно являются владельцами процессов, поэтому их прямая обязанность управлять этими процессами, обеспечивать их операционную эффективность, качество и результат (показатели KPI).

3
3 комментария