Эффективный руководитель: готовые решения и практики управления. Часть 2.

Публикуем первую главу из книги «Эффективный руководитель: готовые решения и практики управления» в трёх частях. Данная глава будет полезна всем руководителям для развития деятельности по управлению структурными подразделениями и организациями в целом. Предлагаем вашему вниманию вторую часть: «Пять главных качеств руководителя».

Эффективный руководитель: готовые решения и практики управления. Часть 2.

Пять главных качеств руководителя

1. Умение работать в обстоятельствах неопределённости и постоянный оптимизм

Руководитель на высоких уровнях организационной структуры (уровень департамента, блока, правления) является также в некотором смысле предпринимателем (бизнесменом), потому что он отвечает не только за бизнес-процессы своего направления, но и за эффективное функционирование и развитие организации, за весь бизнес, включая финансовые показатели.

На уровне отдела и специалистов практически всегда есть постоянство в работе и планах. Но на уровне высшего руководства (от департамента и выше) действует очень много факторов неопределённости: постоянное изменение внешней среды, ежедневное принятие решений по выбору из множества альтернатив (продукты для производства, проекты, закупки, сценарии процессов, варианты стратегий и т.п.), различные риски (операционные, рыночные, репутационные, правовые и т.д.). Постоянный оптимизм и высокая самоорганизованность хорошо в этом помогают.

Если высшее руководство в каких-то ситуациях (например, совещаниях, интервью) проявит пессимизм или беспокойство, и это заметят сотрудники, то они могут подумать, что в реальности дела в организации ещё хуже. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать этого, и даже в самых проблемных ситуациях нужно проявлять оптимизм.

2. Высокая активность, постоянное развитие, лидерство

Из пустоты и неопределённости создавать новую идею, а из идеи создавать новый продукт, сервис, физическое или цифровое решение, которое будет приносить пользу людям – это большой талант. И этим талантом должны обладать современные руководители. Добиться высоких результатов работы и потом остановиться, уйти в тень, перейти в пассивный режим – это не наш путь. Высокая активность и постоянное развитие – это правило на всю жизнь, включая всю профессиональную карьеру. Меняется мир (экономика, законодательство, окружающая среда), технологии, потребности клиентов – меняется организация, её корпоративная архитектура (стратегия, бизнес-процессы, организационная структура).

3. Умение переключаться между работой и отдыхом

Известны руководители, которые в течение многих лет работали с большими перегрузками и в результате получили существенные проблемы со здоровьем или профессиональное «выгорание». Всё это в итоге вынудило их уйти с работы. Необходимо соблюдать баланс между работой, отдыхом и личной (семейной) жизнью, уметь быстро отключаться от рабочих проблем на некоторое время. Какой бы ни был сложный и проблемный день, вечером нужно научиться переводить мысли в спокойное состояние и точно вовремя переходить ко сну. А утром продолжать решение всех вопросов и проблем.

Также всем известно, что для приобретения новых сил и вдохновения к новым свершениям хорошо помогают путешествия. «Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома», – Анатоль Франс (французский писатель).

4. Работа в условиях постоянной борьбы

Чем более высокую известность получает человек и чем больше растёт его компания (бизнес, подчинённые подразделения), тем с большим потоком негативной информации ему приходится сталкиваться (в том числе по отношению к себе). Преодолевать этот негатив опять же помогает постоянный оптимизм и чёткое следование личным и корпоративным стратегическим целям. Критика и осуждения профессиональной деятельности человека с многолетним опытом часто беспочвенны и не имеют обоснования, а великих людей это только укрепляет и мотивирует к ещё большим достижениям.

Важное качество руководителя – это умение постоянно отстаивать интересы своей компании, своего подразделения или бизнес-направления, умение жить и работать в условиях периодически возникающих конфликтов, быстро и правильно разрешать конфликтные ситуации.

5. Культура, интеллигентность, уважение

Руководитель любого уровня в организационной структуре – это пример для подчинённых сотрудников. Это образ жизни и труда, которому многие будут осознанно или неосознанно следовать (перенимать, повторять). Поэтому очень важны такие качества руководителя, как высокая культура, интеллигентность, сдержанность, вежливость, уважение к коллегам и партнёрам, внимательность. Противоположные качества руководителей всегда создают в коллективе негативную рабочую обстановку и неблагоприятный психологический климат, увеличивают текучесть кадров в организации.

4
Начать дискуссию