Почему люди слышат не то, что я говорю?

Бывало, что коллеги реагировали на ваши слова совершенно не так, как вы ожидали? Ну, например, видели негатив там, где его не было. Почему иногда люди воспринимают информацию с искажением — рассказываю в статье.

Почему люди слышат не то, что я говорю?

Кратко представлюсь: меня зовут Михаил Ромашов, я тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель по переговорам в ВШЭ и Сколково. Ну все, поехали к сути!

Представьте ситуацию. Вы предлагаете идею на совещании: «Я думаю, мы можем оптимизировать процесс, если изменим схему взаимодействия команд». Но вместо заинтересованности получаете: «Почему ты всё усложняешь? Нам и так работы хватает!»

Вы пришли с полезной инициативой, но вам моментально дали статус коллеги, который создает лишние проблемы. И чем больше вы пытаетесь объяснить свою точку зрения, тем сильнее ощущение, что вас не слышат.

Почему люди могут вас не слышать?

Из-за эмоций, стресса

Люди редко воспринимают информацию нейтрально. Допустим, ваш собеседник устал от перегрузки и переживает, что любые изменения в работе добавят ему хлопот. Независимо от того, насколько логичен ваш аргумент, он услышит не «давайте упростим себе жизнь, а «сейчас работать станет еще сложнее».

Чем выше эмоциональный фон, тем сложнее человеку анализировать ваши слова.

Из-за ощущения, что вы нападаете

У всех нас есть свои заморочки. Иногда у людей включается защитная реакция, когда они чувствуют угрозу своему положению, даже если вы не имели в виду ничего такого.

Например, если вы предлагаете усовершенствование какого-то процесса, руководитель может воспринять это как критику его прошлых решений.

Как говорить так, чтобы вас слышали?

1. Анализируйте контекст и работайте с эмоциями

Если предполагаете, что ваши слова могут вызвать эмоциональную реакцию, учтите это!

Вместо: «Давайте пересмотрим процесс»

Лучше: «Я понимаю, что все сейчас загружены и любые изменения выглядят как лишняя нагрузка. Я хочу обсудить вариант, который как раз поможет нам экономить время на процессе Х»

Теперь человек слышит, что вы его понимаете, и между вами нет барьера.

2. Поддержите роль собеседника, прежде чем предлагать изменения

Вместо: «Процесс сложный, давайте упростим»

Лучше: «Круто, что мы тогда внедрили этот подход! Мне кажется, будет еще продуктивнее, если…»

Теперь человек воспринимает вас не как критика, а как союзника.

3. Покажите логическую связь между вашей идеей и выгодой для собеседника

Если люди не видят, зачем нужна ваша идея, она воспринимается как ненужное усложнение.

Вместо: «Нужно изменить взаимодействие»

Лучше: «Если оставить текущий процесс, то к следующему месяцу у нас на 30% вырастет нагрузка. Если внести изменения сейчас, то этого можно избежать»

Вы продаете идею, что приводит к прозрачности, а значит — к доверию и повышению мотивации.

Если вас не слышат, вероятно, это не потому, что ваша идея плохая. Чаще всего причина в восприятии. Учитывайте контекст помимо прямого смысла слов: эмоции, опасения, социальные роли.

А если хотите учиться слушать, анализировать и говорить на похожем контенте: подписывайтесь на телеграм-канал школы коммуникации Soft Skills Lab. Там мы целым составом тренеров разбираем инструменты коммуникации и кейсы подписчиков, а еще анонсируем бесплатные мероприятия для практики. Кстати, 18 марта я проведу открытый вебинар на тему авторитета. Искренне рекомендую, переходите!

3
2
1
1 комментарий