AI и KM-тренды: что нельзя игнорировать бизнесу, если нужна сильная команда

Из стадии «Это неизбежно» в стадию «Это уже здесь». Строим сильную команду в 2025 году на базе технологий, а не книжек из 60-х годов.

AI и KM-тренды: что нельзя игнорировать бизнесу, если нужна сильная команда

Мы в TEAMLY активно продвигаем идею управления на основе знаний (Knowledge Management). И вот, что хотим сказать про помощь искусственного интеллекта в этой работе: она уже перешла из стадии «это неизбежно» в стадию «это уже здесь». Разберём этот тренд и последние тенденции в Knowledge Management (KM).

AI в системах управления знаниями

Если два года назад компании только обсуждали потенциал ИИ и смеялись над трёхрукими людьми от Midjourney, то теперь умные помощники – обычное дело. Они внедрены в ежедневную работу, в том числе и в процессы управления знаниями.

Умная база знаний (Smart Knowledge Base) – это элемент Work Management, использующий AI и машинное обучения для сбора, анализа и предоставления информации. Она не просто хранит данные, но и помогает пользователям находить решения и интегрируется с бизнес-процессами.

В TEAMLY, например, это реализовано в виде AI-помощника и Умного поиска, который становится внутренним гуглом вашей базы знаний. Рассмотрим возможности AI, которые доступны уже сейчас, на примере работы продакт-менеджера.

  • Поиск информации о прошлых A/B-тестах. Ручная проверка старых отчётов в прошлом. Достаточно ввести запрос в базу знаний: «Результаты A/B-тестов для функции X». Система предоставит не только итоговые отчёты, но и связанные данные: гипотезы, метрики, комментарии.

  • Приоритезация бэклога для багфиксов. Вместо вычитывания всех отзывов и составления статистики пользовательского опыта, в базе знаний анализируется все отзывы и выделяются ключевые темы: «сложный интерфейс», «медленная работа», «отсутствие инструкций». Это помогает быстро сформулировать гипотезы для улучшений.
  • Тестирование новой функции. База знаний автоматически предлагает похожие эксперименты из прошлого, их результаты и рекомендации. Запрос может быть таким: «В 2022 году мы тестировали похожую функцию, но она не сработала из-за X. Рекомендуем учесть Y.»

На нашей конференции о кейсах применения искусственного интеллекта в управлении знаниями в российских Enterprise-компаниях расскажет Владимир Лещенко, директор Центра компетенций по развитию технологий ИИ Росатома.

Конференция TEAMLY WORK MANAGEMENT пройдет 8 апреля в ЦДП (Москва, Покровка, 47).

AI и KM-тренды: что нельзя игнорировать бизнесу, если нужна сильная команда

Трансформация обучения: от базовых инструментов к экосистеме

Традиционно обучение персонала строится вокруг отдельных элементов: LMS, вебинаров, курсов и тестов. В 2025 году система меняется и выиграет тот, кто вовремя перестроит внутренние процессы. Элементы нужно интегрировать в единую экосистему, которая охватывает все этапы обучения – от постановки целей до анализа результатов. Вот каким будет результат.

Персонализация

Обучающий контент адаптируют под уровень и компетенции каждого сотрудника с помощью AI (кстати, это ещё один пример для предыдущего тренда).

Так, если аналитика показывает, что сотрудник слабо разбирается в какой-нибудь теме, система автоматически предлагает дополнительные материалы.

Персонализацию взяла на вооружение компания GitLab с полностью удалённой командой. Её цель – равный доступ к знаниям для всех сотрудников. Их KM-экосистема включает асинхронные курсы, записи вебинаров, форумы для обмена опытом.

AI и KM-тренды: что нельзя игнорировать бизнесу, если нужна сильная команда

Microlearning

Экосистема включает короткие, но насыщенные модули, которые легко встроить в рабочий процесс. Речь даже не о полноценных уроках, а о коротких инструкциях по конкретным операция, изучение которых занимает до 15 минут. Две таких задачи в день, и ваша команда может записать в свой актив 100 часов обучения.
Think about it!

В службе техподдержки торговой компании Zappos используется подобная система. Главная задача команды саппорта – мгновенно находить нужные ответы на вопросы. А практику в колл-центре обязательно проходят все новички компании даже те, кто к поддержке отношения не имеет. Эта практика принесла хорошие плоды: удовлетворённость клиентов выросла на 20%, а запросы обрабатываются на 15 минут быстрее.

Интеграция с рабочими процессами

Обучение больше не отделено от работы. Экосистема интегрируется с корпоративным порталом, чтобы предлагать знания в нужный момент.

Здесь в качестве примера можно назвать программу Amazon Upskilling. Инициатива входит в общую экосистему обучения и предполагает возможность обучаться прямо на рабочем месте. Практика по новым знаниями интегрирована с ежедневными задачами, работники могут сразу применять новые знания – а это самый эффективный способ обучения. Таким образом, более половины всей команды IT-гиганта прошли хотя бы один курс. В результате производительность и без того сильных специалистов выросла на 15%.

Социальное обучение

Экосистема включает возможности для обмена знаниями между сотрудниками: форумы, чаты, mentorship-программы. Это помогает создавать культуру непрерывного обучения.

AI и KM-тренды: что нельзя игнорировать бизнесу, если нужна сильная команда

В этом вопросе интересен опыт российской металлургической компании НЛМК: там система наставничества и обмена опытом чудом уцелела в девяностые. Специфика НЛМК в том, что в мире подобных компаний несколько десятков, а в России – всего три, и пространства для активного обмена опытом, как это, например, происходит, в диджитал-среде, совсем мало.

Поэтому внутренняя система обучения, наставничества, горизонтального карьерного роста и т.п. получила своё развитие в цифровом пространстве. Внутри компании созданы свои форумы для обмена опытом, где собираются люди, которым интересно расти в своей экспертности и буквально толкать индустрию вперед.

О том, как меняются системы внутреннего обучения корпораций от базовых инструментов до экосистем, 8 апреля расскажет Владимир Пархалин, руководитель учебного центра Гемотест.

Трансформация международного опыта в HR-бренде

В мире, где ведущие компании сражаются за лучших специалистов, HR-брендинг становится ключевым инструментом привлечения и удержания талантов. Но сегодня правила этой игры меняются. С одной стороны, AI-технологии диктуют новую реальность, автоматизируя процессы и предлагая персонализированные решения. С другой стороны, у профессионалов растёт запрос на человечность, осмысленность и эмоциональную связь с работодателем. Как компании балансируют между технологиями и человечностью?

На первый план выходят вопросы ценностей. Не так давно мы опубликовали статью о миссии компании. Современные профессионалы, особенно поколения Z и миллениалы, хотят работать в компаниях, которые разделяют их ценности. Поэтому бизнесы, которые умеют транслировать ценности выигрывают в борьбе за таланты.

AI и KM-тренды: что нельзя игнорировать бизнесу, если нужна сильная команда

С этим перекликается ещё один важный тренд – офис снова начинает побеждать удалённую работу.

Пять лет назад казалось, что удалёнка победила: особенно в среде IT и диджитал-технологий. Но уже в 2024, и даже раньше, крупные гиганты, даже самые свободолюбивые, стали возвращать людей в офисы, если не на полную рабочую неделю, то хотя бы гибридно с посещением офиса на 2–3 дня. Эдакая демонстрация уважения к личным границам – ты приходи, хоть иногда.

AI и KM-тренды: что нельзя игнорировать бизнесу, если нужна сильная команда

Степень взаимопонимания между работником и работодателем достигает всё новых и новых вершин, поэтому чаще говорят о прозрачности в коммуникации, обратной связи и открытости к диалогу. И снова заметна перекличку с идеями подхода Work Management, где эти принципы поставлены во главу угла. Работа компании по этой системе – важный аргумент HR-брендинга.

Этому и другим вопросам HR-брендинга и их отражению в кейсах российского IT расскажет Наталия Губарева, Head of Research & Development в HR-маркетинге Яндекса.

Вы уже поняли, что наша конференция TEAMLY WORK MANAGEMENT посвящена глобальным трендам современного менеджмента, построению сильных команд и поиску решений для вызовов нового времени? Будем рады видеть вас 8 апреля в ЦДП. Подробности, программа и билеты – на сайте.

Друзья! Как вы думаете, какие из этих трендов устареют за ближайшие 5 лет?

12
2
16 комментариев