Внутренние коммуникации: виды и тенденции. Субъективно и очень коротко
К настоящему моменту я занимаюсь внутренними корпоративными коммуникациями чуть больше 10 лет. В этом материале я не претендую на фундаментальность. Если я что-то упустил, то, вполне возможно, просто забыл указать.
Коммуникация внутри компании как передача информации существует независимо от того, работают ли над ней специально.
Качество внутренней коммуникации влияет на две вещи:
- Эффективность бизнес-процессов
- и лояльность сотрудников.
И это качество хоть и не всегда просто, но вполне реально измерить и оценить.
Корпоративную коммуникацию можно разделить по форме:
- Как-то зафиксированная (например, текст и разные медиа)
- Живая, которая происходит здесь и сейчас (повседневное общение, собрания, корпоративы)
- И мета-информация, которая исходит от вещей и явлений, имеющих не столько коммуникативную или информационную функцию, сколько какую-то еще (расположение сотрудников в офисе, мебель, интерьеры, названия должностей)
Раскроем перечисленные формы подробнее.
Текст и медиа:
- Рабочие новости (какие-то изменения и события, о которых необходимо знать). Доставлять их можно по-разному: лента внутреннего портала, рассылки, сообщения в закрытых телеграм-каналах.
- Обучение (курсы, материалы для чтения, тесты)
- Справочная информация, которую не нужно учить, но нужно уметь найти
- Задачи, например, через таск-менеджеры
- Инструменты обратной связи (анкетирование, банк идей, анонимные вопросы от сотрудников)
- Пояснения в CRM, журналах и даже коде, если ими пользуются разные сотрудники
- Сообщения, которые являются важной частью каких-то бизнес-процессов (результаты измерений, сводки, обзоры, на регулярной основе создаваемые одними людьми для других). В идеале могут быть встроены в CRM.
- Чаты для оперативных рабочих вопросов при физической удаленности
Живое общение:
- Повседневное общение в коллективе, включая не только профессиональные дискуссии, но и сплетни с интригами
- Рабочие собрания
- Живые тренинги
- Корпоративные внерабочие мероприятия
Мета-информация. Напомню, это то послание, которое мы осознанно или не очень считываем с окружающих вещей, процессов и явлений:
- Корпоративные профессиональные конкурсы и системы мотивации
- Названия должностей
- Расположение сотрудников в офисе
- Стиль мебели
- Комфорт туалета
- Оформление стен, наличие на них каких-то профессиональных атрибутов
Если для всех перечисленных вещей не выделяется специальный человек или люди, то все решения возникают на стыке компетенций HR, управленческой команды, отдела обучения и немного маркетинга или диджитала. Таким образом, если специальный сотрудник или сотрудники все-таки существуют, то весь необходимый кругозор должен вмещаться и в них.
Тенденции:
- Ускорение. Информацию нужно получить сразу, когда она понадобилась.
- Автоматизация. Конфигураторы, боты.
- Простота для понимания. Ясный и привычный язык, иллюстрации, выбор самой эффективной манеры подачи - показать, или рассказать, или написать и т.д.
- Горизонтальная связь. Кто это делал, тот и рассказывает.
- Всеобъемлемость информации - смотреть на процессы со всех сторон. Когда информации много, легче найти вдохновение для нового решения. Так, чтобы не было места для мифов (например, о свойстве товара), чтобы были ссылки на любую связанную информацию.
- Открытость. Поощряется свободным обмен рабочей информацией, потому что никогда не знаешь, откуда придет хорошая идея.
Планирую раскрывать указанные пункты в следующих статьях.