Новый формат образования
Мне 30 лет и у меня нет высшего образования, но это никогда не мешало мне работать, занимать высокие должности и пробовать самые разные направления, исследуя пределы своих возможностей и познавая новые удивительные профессии.
Вопрос образования остается для меня открытым, поскольку именно по достижению 30 лет, я понимаю что готова к получению определенных знаний в определенной сфере.
Огромное количество подростков в возрасте 18-20 лет, поступающих в университеты для получения “корочки” юриста, экономиста, менеджера, на самом деле никогда не будут работать по профессии. Конечно, в таком формате обучения есть и свои плюсы - глубокие базовые знания, мощная теоретическая база и навык коммуникации. Высшее образование не только дает нам знания, но и социализирует нас, подготавливая к будущей жизни.
Но оказываясь в поисках работы, выпускники сталкиваются с вопросами работодателей:
“А какой у вас опыт?”
“Что вы можете сказать об инновациях в подборе персонала / управлении проектами / современных программах для работы с …?”
“Владеете ли вы Asana или Jira?”
После обучения 5 лет в ВУЗе или 4+2 (бакалавр и магистратура) приходится еще несколько лет вникать в тонкости профессии и специфику рабочего процесса, который, в среднем, на 10 лет ушел вперед в отличие от программы в университете.
2+2+2 Учимся считать заново
Итак, будущее по-тихоньку наступает и у нас, с недавнего времени в ряде ВУЗов тестируется система 2+2+2, чем она отличается от обычной?
Система 2+2+2 - это дробный курс образовательных программ с возможностью перерыва для получения профессиональных навыков и использования приобретенных знаний на практике.
По факту это высшая школа + бакалавриат + магистратура (более глубокое изучение специализации).
Такая образовательная система направлена на получение 3-х актуальных компетенций:
soft skills - социальные навыки, позволяющие адаптироваться в обществе и максимально эффективно выполнять поставленные задачи;
hard skills - углубленное знание сферы, получение более прикладных навыков;
self skills - профориентация и самоидентификация.
От общего к частному
Рынок труда становится все более гибким, подстраиваясь под изменения в мире, которые с каждым годом происходят все быстрее и быстрее.
Специальности, которые готовят сотрудников на определенное рабочее место, с большей долей вероятности будут автоматизированы. С каждым годом человеческий ресурс заменяется робототехникой, но это не значит что в получении высшего образования теперь нет никакого смысла, как раз наоборот.
С появлением новых технологий, появляются ранее неизвестные профессии, такие как Инженер-генетик, Экоаналитик или Оператор удаленной хирургии.
Пока по этим специализациям нет отдельных курсов, работодателям и ,в целом, рынку труда, выгодно получать специалистов, прошедших базовую “высшую школу”, имеющих, например, начальные знания об аналитике, чтобы не обучать специалистов с нуля, но которые будут готовы к освоению профессии на практике.
Но здесь так же нужно обладать и желанием к росту, развитию и получению знаний, чего порой очень не хватает юным специалистам, которые обладают достаточным количеством амбиций, но не усидчивостью.
HITs или Высшая IT школа ТГУ
В этом университете на факультете IT уже 4 года действует именно такая система.
Одна из задач образовательной программы - не только учить, но и наставлять. Смысл в том, чтобы уйти от примитивной модели “Учитель и ученик”, при которой последний является пассивным слушателем, а не активным участником, способным самостоятельно определить направление своей деятельности и формат восприятия информации. Такой метод в ТГУ называют “свободной траекторией”.
Вот на каких принципах строится образовательный процесс HITs:
- Больше практики, вместо теории;
- Развитие инициативности и активности студентов;
- Непрерывное образование преподавателей;
- Профессиональное взаимодействие между преподавателем и студентом (как внутри IT компании);
- Современные технологии для коммуникации.
Лично мне, было совершенно неинтересно в школе и на тех 2-х курсах института, который я посещала из-под палки. Скучнейшие лекции и банальное заучивание материала, который никак не отпечатывается в памяти и уж тем более не пригодился на практике в дальнейшей жизни. Многие могут со мной не согласиться и это замечательно, когда я слышу рассказы об обучении, наполненные позитивом и благодарностью к знаниям.
Современные проблемы требуют современных решений
Такая система не отличается кардинально от принятой в России на данный момент и с большей долей вероятности может быть внедрена в ближайшем будущем, в отличие от более сложных систем и ,например, американских стандартов.
С какими трудностями может столкнуться такая система при внедрении:
- ЕГЭ и ОГЭ
Экзаменационная система, разделившая абитуриентов и их родителей на 2 лагеря “активно протестующих” и “пассивно рефлексирующих”, уже много лет учит школьников мыслить ответами из 4-х вариантов. К сожалению, ЕГЭ не способствует развитию креативного мышления и аналитических способностей, что так важны при системе образования “2+2+2”.
С ранних лет, между преподавателем и учеником уже отсутствует прямая обратная связь, поскольку, дети “натаскиваются” к тестовой системе, не имея возможности проявить свои знания в диалоге. Будет ли что-то изменено в образовательной системе? Очень на это надеюсь;
- Преподавательский состав “старой формации”
Все мы прекрасно знаем, что большая часть преподавательского и научного состава любого ВУЗа старше 50, а то и 70 лет. Эти люди уже давно преподают по своей системе, разработанной еще в активной стадии преподавания на заре карьеры. Если среди них и есть прогрессивные умы, готовые внедрять в процесс новые технологии, снова учиться, то их явно не так много, как нам бы хотелось. Есть ли возможность обучить новому тех, кому уже сложно понять как пользоваться новыми программами и мотивировать молодых специалистов задерживаться в “Альма-матер” для обучения подрастающего поколения? Все эти вопросы требуют определенных реформ;
- Выбор родителей
Многие из нас ощутили на себе последствия выбора родителей для нас нашей будущей жизни. Увы мы все часто слышали от мам и пап фразу “Я лучше знаю, что тебе нужно”. Выбор, который делали родители, сейчас приводит к последствиям кризиса 20 и 30 лет, когда молодые люди, едва столкнувшиеся со взрослой жизнью не понимают как им жить и что им делать, но то что они делают сейчас им явно не нравится. И тут начинается процесс самоопределения, который может затянуться на долгие-долгие годы. А ведь этот процесс должен был протекать еще в школьные и студенческие годы.
К сожалению, это чуть ли не важнейшая проблема, когда даже при наличии возможности для самоопределения и современных подходах к образованию, молодой специалист попросту никак не может понять чего же хочет он сам.
Выводы
- Я считаю, что система “2+2+2” на данный момент является крайне здоровой альтернативой устаревшей системе, все еще действующей в России и отягощенной ЕГЭ/ОГЭ.
- Определенно, на пути внедрения нового формата образования в “высшей школе” встанут не только 3, озвученные мной, проблемы, но еще и десяток противоречий в законодательной базе.
- Быстрее всего на такую систему смогут перейти относительно “современные” специальности - IT, маркетинг, архитектура, экономика, а вот со специальностями вроде зарубежная литература или востоковедение, мне пока сложно представить такой процесс.
- Я за развитие в каждом ребенке способностей к нестандартному мышлению и выходу за рамки, очерченные школьной программой. Иначе как мы все-таки попадем в будущее?
А что вы думаете по этому поводу?
Когда учился (а закончил в 88-м году), ни у кого из нас не было иллюзий что учат чему-то конкретному. Все понимали, что в нас закладывают базу плюс учат учиться самостоятельно - самому находить нужную информацию и накладывать ее на имеющуюся базу.
Чтобы понятнее утрированный пример - описание нужного "практического навыка" есть, но на английском языке. Чтобы его прочитать и усвоить нужно знание языка и специфической терминологии.
Так вот язык - это та самая база, которая позволяет легче и глубже усваивать нужные навыки. А что их придется усваивать постоянно новые всю жизнь - несомненно.
Больше скажу - на старших курсах на экзаменах по практически всем профилирующим предметам нам разрешалась пользоваться чем угодно - справочники, учебники, конспекты... И сдавать так было намного сложнее чем просто вызубрить билеты. Ибо требовалось понимание предмета, а не просто выучить формулу и подставить в нее цифры. Формулы забываются, но понимание сути остается на всю жизнь.
На наше образование без слез не взглянешь. Обучение по факту нужно единицам, как со стороны преподавателей, так и со стороны учащихся. Остальные не хотят обучаться или же обучать, все нужно для галочки. Действительно, что ты только в зрелом возрасте понимаешь какую же профессию ты хочешь получить. А первокурсникам или же поступающим дейтсвительно нужна лишь корочка, чтоб родаки от них отстали
А первокурсникам или же поступающим дейтсвительно нужна лишь корочка, чтоб родаки от них отстали
Так им все уши прожужали из каждого утюга что образование суть пустая трата времени, а практические навыки можно получить по бесплатным роликам на youtube.