Курс на ИТ: как выжить при дефиците профильных специалистов

Дефицит ИТ-специалистов становится все заметнее и серьезнее — уже каждый шестой управленец считает его серьезной проблемой для бизнеса, показало наше совместное с HH.ru исследование. Чтобы находить сотрудников в условиях дефицита, работодатели внимательнее присматриваются к студентам. Так, по данным HH.ru, каждая пятая вакансия в ИТ-сфере доступна для соискателей без опыта. За год таких предложений о работе стало на 72% больше.

Мы тоже пошли по этому пути и стали партнером магистратуры «Коммуникации основанные на данных» НИУ ВШЭ, теперь наши ключевые сотрудники выступают еще и менторами, научными со-руководителями для студентов при подготовке дипломных работ, помогая будущим специалистам глубже погрузиться в мир больших данных и находя талантливых специалистов для компании еще на этапе обучения. Кроме того, в январе мы примем первых стажеров из Вышки к себе в команду. Обязательно расскажем вам об их опыте. А пока попросили бизнес-куратора магистратуры Романа Нестера поделиться историей ее создания, возникавшими проблемами, путями их решения и планами на будущее.

Роман Нестер, куратор магистратуры “Коммуникации основанные на данных” НИУ ВШЭ
Роман Нестер, куратор магистратуры “Коммуникации основанные на данных” НИУ ВШЭ

Содержание

Как мы переизобретали магистратуру по управлению продуктом на основе данных

Я отлично помню тот день, когда я схватил себя за волосы и прям простонал “Да где ж, блин, их брать!?”. 2017 год. Я управляю компанией Segmento, нас 140 человек. Наш бизнес это таргетинг на основе больших данных. Из нашего офиса только что вышел очередной кандидат на управление продуктом, и это снова совершенно не то, что нам нужно.

Курс на ИТ: как выжить при дефиците профильных специалистов

Я вспоминаю, что мне говорят наши клиенты, крупнейшие рекламодатели — у них такая же проблема. Те, кто хорошо разбирается в продукте, почему-то очень слабо понимают маркетинг. Крутой аналитик плохо понимает среду продукта, конкурентов, стратегию продукта. А маркетолог презирает метрики и его всё тянет в какие-то интеграции с блогерами. Эта ситуация нездоровая, и я начинаю мечтать её изменить.

Дата сайентисты или менеджеры?

Данные — это новая нефть. За данными будущее. Аналитики и data scientists — профессии ближайшего десятилетия. Сейчас такие заявления вы услышите в рекламных интеграциях в каждом втором популярном youtube-ролике. Но вершина хайпа вокруг больших данных позади. Мы вошли в фазу их профессионального применения и тут обнаружилось, что для него нужны совсем другие профессионалы.

Data scientists угрожают две совершенно новые вещи. Первая — кризис перепроизводства. Учиться data science пошли все, в том числе из стран с очень низким уровнем оплаты труда. Все они выходят на рынок, все они могут работать удалённо и это обрушивает цену часа. А вторая — повальная автоматизация работы и развитие нейросетей. Дописывающая за тебя программный код нейросеть — уже не редкость. Но нейросеть никогда не сможет понять реальную задачу бизнеса, найти к ней творческий подход. К сожалению, это часто и не про data scientists, по крайней мере про большинство из них. Нужны другие компетенции. И тут нам снова нужно что-то чуть иное.

McKinsey говорят: рынку понадобится около 250 000 новых сайентистов в ближайшие 10 лет. Но интересна здесь другая цифра — в 2,5 миллиона оценивают они в своём исследовании потребность в тех, кто сможет руководить этими профессионалами, ставить им задачи, извлекать из их работы пользу для бизнеса. То есть менеджеров.

Но что это за менеджер? Подойдет ли сюда любой айти-проджект? Как правило, бизнесу нужен профессиональный бизнес-заказчик. Тот, кто понимает на каком языке говорят аналитики. При этом этот человек должен быть полноценно включён в работу бизнеса, понимать монетизацию его продукта, уметь связать работу аналитиков и маркетологов с главными метриками. Именно в таких middle-man индустрия испытывает большие трудности. Чаще всего менеджеры либо тяготеют к цифрам и крайне неохотно погружаются в бизнес-аспекты. Либо наоборот, отлично понимают пользователя продукта.

Идея нашей магистратуры родилась на стыке аналитики, маркетинга и управления продуктом. Мы готовим таких менеджеров, которые быстро смогут пройти путь до полноценного владельца продукта. При этом они смогут подкреплять свои решения данными и будут уметь использовать все современные маркетинговые каналы и инструменты.

Ошибки на пути

Временами было очень сложно и некоторых вещей я не ожидал. Например, точно моей ошибкой было сперва делать ставку только на аналитику. Это сразу отпугивает тех, кто несёт в себе мощный менеджерский потенциал. В итоге, мы получаем замечательных, талантливых и усидчивых аналитиков, которых при этом сложно развивать в сторону управления продуктом. Поэтому мы переработали программу и расширили часть про продуктовое управление на основе данных.

Курс на ИТ: как выжить при дефиците профильных специалистов

А потом придумали добавить симулятор GoPractice в наш курс обучения. Мы искали самый лучший свод знаний на тему управления продуктом и применения данных для этого. Плюс это был просто очень крутой формат обучения для нового поколения студентов. Ещё бы, симулятор, геймификация, реальные жизненные ситуации! Таким должно быть всё образование!

Мы тогда внедрили полноценный симулятор в процесс первыми среди всех ВУЗов и до сих пор остаёмся в этой роли. Но вообще-то встроить в учебный процесс такой блок не очень-то просто — как правило, нужен хорошего уровня ментор по симулятору, чтобы не просто помочь решить сложную ситуацию, но и взглянуть на неё с разных сторон. Таким выступил в первый год Максим Годзи, предприниматель и основатель стартапа по продуктовой аналитике. Выбор был верным — в итоге он попал в список лучших преподавателей по итогу года во всём департаменте интегрированных коммуникаций.

Студенты должны учиться решать задачи на всех этапах — от того, чтобы разобраться в инфраструктуре для получения данных, до того, чтобы построить на основе выводов из данных бизнес-стратегию и стратегию маркетинга. Большой фокус при этом на понимании всей совокупности каналов и их вклада в результат — этот навык, кстати, сейчас очень востребован работодателем на рынке. Причем среди каналов и персонализированная цифровая наружная реклама с таргетингом до конкретного пользователя, и новейшие каналы таргетинга крупнейших ритейлеров.

Другая проблема: найти реальные датасеты и продукты, с которыми будут работать студенты. Никому неинтересно работать с фейковыми данными. Поэтому особенно ценным было привлечь в партнёры таких зубров как Platforma, Raiffeisen bank, X5 Dialog, Ozon, Эверест, Сбермаркетинг, МТС, Билайн, First Data и других. Студенты работают с реальными бизнес-задачами, и каждый такой проект “ложится” в их резюме как реально решённая задача.

Что будет с курсом дальше?

Важный курс, который появился в 2021 году, — это “Дата-этика”. Сегодня происходит множество изменений вокруг отношения клиентов бизнеса к своим данным. Нужно понимать очень чётко, как строить data-driven маркетинг и управление продуктом так, чтобы не налететь на айсберг скандала вокруг этичности использования данных. Студенты учтут это в дизайне своего продукта и в стеке технологий.

Курс на ИТ: как выжить при дефиците профильных специалистов

Большая сложность программы, которую мы решаем сейчас, — это проработка создания и управления продуктами в B2B. Здесь значительно сложнее использовать многие методологии анализа боли потребителя, не хватает значимой статистики, а любые изменения продукта стоят дороже. Часть истории рассказываю я — про то, как мы делали Segmento и как сделали аж три пивота в своём продукте, и как принципиально отказались от идеи self-service и почему оказались правы.

Что я хочу дать всем нашим студентам? Первое — такое сочетание скиллов и опыта, которое позволит максимально быстро двигаться в бизнесе по карьерной лестнице. Либо расти до product owner и управлять всем продуктом от создания до монетизации, либо глубже в маркетинг, отвечать за все коммуникации компании, используя навыки работы с данными, либо даже строить свой бизнес-ориентированный аналитический департамент. А набор решённых во время учёбы задач станет мощным фундаментом для их резюме: я рассчитываю, что за полтора года в магистратуре, перечень реализованных проектов будет сравним с пятью годами в разных местах работы.

Ландшафт технологий будет меняться быстро. А сплав умений в аналитике, маркетинге и продакт-менеджменте будет оставаться надёжным ядром необходимости менеджера в цифровом и традиционном бизнесе. Я искренне и от всей души верю в это.

2021 год. Я курирую магистратуру по управлению продуктом и маркетингом на основе данных. Я вижу несколько десятков студентов, которые каждый год будут выходить в рынок и менять его. Гештальт из 2017 года, кажется, удаётся закрыть и я рад этому.

1313
35 комментариев

Блин. Нет дефицита IT-специалистов! Есть дефицит низкооплачиваемых высококвалифицированных специалистов, это да. Отходите от парадигмы "демпинг/экономия на дешевой качественной рабсиле" - всё, это ушло. Дешевая качественная металлообработка в СНГ закончилась в начале нулевых, дешевые качественные айтишники закончились в начале 20-х.
Всё, этот козырь отыграл, прекратите цепляться за подол постсовка. Надо взрослеть, пора искать другие способы получить преимущество.

24
Ответить

Неее, долго ещё будут пытаться, а вдруг прокатит.))))))))

4
Ответить

Как же бизнес тогда вести?! Мыж не умеем в дорогие ресурсы. Может,все таки есть парочка миддлов за 70к? Нам бы парочку!

3
Ответить

Очень интересно! Курс «Дата-этика», мне кажется, и правда необходим

3
Ответить

Новорег радуется статье. Какая неожиданность

23
Ответить

Очень многие бизнес организаторы решают проблему тем, что набирают новичков и с нуля обучают нужной специализации.

4
Ответить

А потом новчики работают год и сваливают там, где платят больше. Сейчас мало кто хочет возиться с интернами и новчиками.

2
Ответить