Не воспитай себе конкурента: вредные советы для наставников в IT
Мы рассказывали, что практикуем наставничество в команде: особенно ответственные, разбирающиеся и эмпатичные технократы делятся мудростью со стажёрами и менее опытными коллегами. Кто-то заходит дальше: курирует студенческие проекты в Казанском университете, читает лекции студентам ИТИС. И это конечно белая сторона ИТ-магии, но есть ли другая?
Что если вся эта помощь с «войти в айти» не для вас. И вообще, представим, что вы не хотите своими руками взращивать конкурентов. Что делать? Лучший план — саботаж. Мы попросили наставников Технократии подготовить вредные советы для специалистов, имеющих доступ к умам новичков. Делайте эти упражнения со своим подопечными минимум раз в день, и они не будут развиваться, а может, вообще уйдут из IT. Сеанс токсичной магии начинается!
Мы взяли наставников из трех разных направлений разработки, чтобы вы могли подобрать более подходящие советы под свою область.
- Оставьте неопытного разработчика наедине с собой — так он быстрее чему-то научится. А если стажер все же пришел за советом — посоветуйте ему самому найти ответ.
- Если поняли, что на стажера не хватает времени, — расслабьтесь и ничего не предпринимайте, не подключайте коллег для помощи, пусть все идет своим чередом.
- Если у стажёра что-то не получается — сделайте за него. Он посмотрит на готовый результат и поймет, в чем ошибался. С таким подходом ученик будет быстрее расти.
- Не следует конкретизировать результат, который стажёр должен получить. Поставьте задачу и уйдите по своим делам.
- Если стажер сидит вечерами, безуспешно решая задачу, не подходите к нему, чтобы выяснить, в чем загвоздка, — это его отвлечет.
- Начинающим разработчикам давайте слишком легкие задачи, на то они и новички. Если же стажер осмелеет и попросит что-то посложнее — загрузите нерешаемым.
- Когда подопечный в чём-то ошибается — наорите. Крик приводит к осознанию, что нужно лучше учиться.
- Не ждите положительного эффекта для себя при работе с подопечным. Менторство не может вас ничему научить — вы идеальны.
Готовы идти дальше? Переходим на фронтендеров. В других областях используйте на свой страх и риск.
- Сделайте стажёра другом: не страшно, если он перейдет границы и сядет вам на шею. Зато вы станете лучшими бро.
- Не давайте стажёру soft skills: задача наставника — дать ученику технические навыки.
- Не объясняйте, что можно задавать вопросы команде или просить о помощи — пусть справляется сам.
- Когда человек чудом пройдет стажировку и устроится на работу — забудьте о нем. С этого момента он не может консультироваться у бывшего наставника ни по техническим вопросам, ни по личным.
- Если у стажёра ничего не получается, скрывайте всеми способами, что он не одинок в своей беде. Не рассказывайте, что каждый проходил через то же самое. Так вы и ваши коллеги не потеряете авторитет.
- Ментор не должен разбираться, как процесс обучения смотрится со стороны ученика. Наставник делает свою работу без ошибок, поэтому не нужно тратить время на анализ и развитие навыков.
- Объясните, что в команде не принято признаваться старшим коллегам о выгорании или рабочих конфликтах.
- Если стажер замкнулся из-за того, что другие лучше него, убедите его, что так оно и есть. Это хорошая точка роста и возможность для самосовершенствования.
- Объяснять свою критику не нужно: достаточно говорить ученику, что он ничего не умеет и все делает плохо
- И главное — саботируйте передачу опыта подопечному. Иначе он сможет быстрее развиться и занять ваше место.
И последний хранитель тайного знания на сегодня.
- На каждого стажёра возлагайте большие надежды. Наставник всегда предвидит будущее и знает, как будет развиваться каждый ученик. Если же что-то пойдет не по плану — сильно расстраивайтесь.
- Старайтесь не общаться с подопечными на равных — ученик наставнику не ровня.
- Если есть выбор, давайте стажеру задачи, которые ему не нравятся — пусть ему будет труднее найти мотивацию.
- Когда стажер занят работой над задачей, которая ему не нравится, не утруждайте себя объяснением важности этой работы для команды.
- Вообще не стоит тратить своё время на беседы и налаживание коммуникации с подопечным — когда-то он покинет и вас, и компанию. Так к чему все это?
- Не ведите себя дружелюбно с подопечным. Все общение должно прекратиться сразу после завершения стажировки. Иначе есть риск стать друзьями. А оно вам надо? Потом не отвяжетесь.
Делите все только на черное и белое. Если что-то не получается — это повод намекнуть стажеру на прощание, ведь тот, кто завалил одну задачу, обязательно завалит и другую.
- Стажёр ошибается только из-за собственной глупости или лени. Нет смысла выслушивать его видение ситуации.
- И добавьте больше чувства собственной важности. В нашей работе его не бывает лишнего.
Предупреждаем! У метода есть побочное действие: он портит жизнь не только подопечному, но и наставнику, а еще замедляет в развитии. Есть еще одна плохая новость для тех, кто боится конкуренции, — ее не остановить. Так что читаем вредные советы, ищем пункты, напоминающие вам себя, и думаем, не слишком ли много темной магии в вашей практике.
Также подписывайтесь на наш телеграм-канал «Голос Технократии». Каждое утро мы публикуем новостной дайджест из мира ИТ, а по вечерам делимся интересными и полезными мастридами.
- Оставьте неопытного разработчика наедине с собой — так он быстрее чему-то научится. А если стажер все же пришел за советом — посоветуйте ему самому найти ответ.
Это не всегда плохой совет, надо контекст смотреть. Часть люди ленятся искать решение и сразу идут за помощью.
Ну вы советчики) с такими советами только народ разгонять
так это же ВРЕДНЫЕ советы ))
Комментарий недоступен
Хорошие материалы, странно почему никто не запостил никуда