Как стартапу пройти долину смерти
Первые 3 года жизни стартапа – долина смерти. За это время вы либо выходите на операционную эффективность, либо прекращаете свое существование. Как правило, этот период длится даже меньше, чем 3 года, потому что привлеченные деньги заканчиваются очень быстро. Поэтому, даже если вы сфаундили несколько миллионов рублей, то нужно понимать, что это очень мало.
Есть мнение, что инвесторы смотрят в первую очередь на фаундера и на команду. Если люди слабые, то неважно насколько сильная идея, до денег они не дойдут.
Что же должен уметь основатель, чтобы пройти долину смерти и продержаться первые 3 года?
1. Быть заряженным и верить в свою идею.
2. Коммуницировать с людьми и обладать скиллами по фандрайзингу. На самом деле, это очень простые навыки, потому что они естественные. Когда человек верит в свою идею, для него достаточно просто донести ее до окружающих.
3. Собрать компетентную команду.
Это крайне сложная задача. Нужно решить уравнение, в котором вам нужны не обычные сотрудники, а супер-компетентные, но при этом лишних денег нет. Тогда на помощь приходят лидерские качества фаундера. Основатель убеждает компетентных людей присоединиться к себе.
Как это сделать? Продать идею будущего роста и развития сотрудника и компании. Люди, которые обладают прокаченными навыками и имеют опыт работы в больших корпорациях, заинтересованы не только в деньгах «здесь и сейчас», но и в своем стратегическом развитии, в позиции в компании, в ее росте. Но важно понимать, что деньги все равно остаются ключевым ресурсом, потому что одними идеями сыт не будешь.
4. Уметь делать все «своими руками».
Фаундер растет вместе с компанией и командой. Чтобы нанимать компетентных сотрудников, нужно разбираться в каждой из сфер своего бизнеса хотя бы на 4 или 5, если мы представляем модель компетенций со шкалой от 1 до 10. Иначе вы будете терять деньги, нанимая сотрудников, которые не понимают, чего вы от них хотите. Так же работает в обратную сторону: если вы профессионал в своей сфере, то нанимать крутых специалистов будет просто.
Например, если я предприниматель с IT-бэкграундом, то мне легко разговаривать с IT-шниками, их нанимать и управлять. Но, допустим, у меня плохие навыки, связанные с финансовой моделью. Тогда мне нужно либо пойти учиться и самому разобраться в финансах, либо нанять дорогого финансового директора. Если я не разбираюсь в сфере и нанимаю не тех людей, то это начинает тратить бюджет и мою энергию как фаундера.
Нанимая на работу свои «слабые стороны», мы получаем сильную команду, вместе с которой растем сами. Если я плохой оратор, то мне нужно взять на работу профессионала, но, чтобы это сделать, нужно разобраться в специфике его работы, чтобы понимать, какие задачи ему ставить.
Почему так важно уделять внимание компетенциями? Всё просто: некомпетентные ребята очень редко достигают чего-то в сегодняшнем мире. Если в предыдущих эпохах можно было найти свободную нишу и попасть в неё, то сегодня все ниши заняты. Поэтому на первый план выходят компетенции и умение привлекать лучших к себе.
3 — волшебная цифра для русского народа
могли бы объяснить почему? )
Так нынче времена такие, что большая часть проектов больше трех лет и не интересна народу. За редким исключением конечно.
Я чет ржу над сферическими фаундерами которые проедают раздобытые несколько миллионов рублей.