Минус на плюс: как нивелировать негативную обратную связь от прошлого работодателя?
Прошли все семь кругов ада (зачеркнуто) этапы собеседования и неожиданно получили отказ? Смущенно отводите глаза, когда слышите вопрос “Почему ушли с предыдущего места”? Не знаете что отвечать на запрос рекомендаций от потенциального работодателя?
Возможно, причина в негативном фидбеке от прошлого работодателя.
Разбираемся в этом тексте.
Совершив условный заказ продуктов на дом и уже раскладывая продукты на полки холодильника, любой сервис предлагает нам оценить качество продуктов, скорость доставки, состояние упаковки и вежливость сотрудников. По большей части оценка касается именно результата. Если все плохо - продукты испорчены, курьер задержался, а упаковка нарушена - вы уже вряд ли сделаете повторный заказ.
Все просто: простые KPIs, простые способы оценки, простые выводы. С процессами, где немаловажную (если ни одну из главных) роль играют межличностные отношения, сложнее.
Во времена когда обратная связь и звездочки рейтинга уже не что-то навязчивое и раздражающее, а самый что ни на есть инструмент коммуникации и мерило репутации, особняком стоит вопрос обратной связи от прошлого работодателя. “Обратная связь может иметь ключевое значение для принятия финального решения о приеме кандидата на работу. Хотя кандидат успешно прошел все предварительные этапы отбора, негативный фидбек с предыдущего места работы может вызвать серьезные сомнения и заставить работодателя пересмотреть свое решение. В моей практике нанимающие менеджеры чаще всего перестраховываются и приглашают кандидата, по которому отзывы положительные, даже если все остальное устраивает” - говорит Анна Алфимова, Руководитель карьерной практики “Лаборатории карьеры Алены Владимирской”.
В зарубежных странах, где институт репутации (как, впрочем, и непотизм) - не пустой звук, существует ряд рекомендаций для нивелирования негативной обратной связи, которые могут помочь если не остановить горшочек, то хотя бы угостить получившейся кашей всех желающих.
5 шагов к разрешению ситуации:
Шаг 1. Проясните ситуацию.
Если вы ушли, хлопнув дверью, и сожгли все мосты - переходите к шагу 2. Если все же вы более дипломатичны, запросите у прошлого работодателя рекомендательное письмо. С этой рекомендацией согласна и наш эксперт: “Лучше заранее убедиться в том, что по вам дадут позитивную или нейтральную обратную связь. Также вы можете попросить работодателя предоставить вам рекомендательное письмо, подтверждающее ваши прошлые результаты” - советует Анна. Если письмо окажется негативным, не включайте работодателя в пул рекомендаций. Тем не менее, в ваших же интересах выяснить ее причины и по возможности купировать ее проникновение к вашим потенциальным работодателям.
Шаг 2. Расставьте все точки над i.
Если негативный отзыв неизбежен и прошлый руководитель уже подпортил вашу репутацию, пришло время во всем разобраться. К счастью или к сожалению, вместе с бывшим. Постарайтесь не переходить на личности, а общаться в формате работы с возражениями, которому вас научили на одном из многочисленных тренингов: выслушайте “боль” и предложите решение. Попросите бывшего работодателя предложить конструктивную обратную связь относительно вашей работы.
Шаг 3. Расскажите правду.
Зачастую HR погружается и верит лишь одной стороне конфликта. Конечно, в российских реалиях роль HR департамента сильно преувеличена и сводится к мягкому увольнению, нежели конструктивному диалогу с обеими сторонами. Выйдите из этого порочного круга (в конце концов, терять уже нечего - вы там уже не работаете) - свяжитесь с HR, расскажите свою версию событий, если не сделали это ранее в моменте.
Это же правило распространяется и на интервью с потенциальным работодателем. “Правда, правда и ничего кроме правды”. Будет гораздо проще рассказать свою версию увольнения, если вы заранее проговорили ее с прошлым HR.
Шаг 4. Предупрежден - значит вооружен.
Если предотвратить отрицательный отзыв невозможно, не скрывайте этого от потенциального работодателя. Предупредите о плохой обратной связи и объясните почему она плохая.
ВАЖНО! Не выставляйте своего предыдущего работодателя как “плохого парня”. Не перекладывайте ответственность, честно скажите, что выгорели и не могли больше работать в полную силу (если это так) или что потеряли мотивацию после несправедливого, на ваш взгляд, повышения коллеги.
Постарайтесь заработать больше очков, собрав положительные отзывы с бывших коллег. Пусть их фидбек перекроет негатив от руководителя (если такой имел место).
Шаг 5. “Горшочек, не вари!”
Нет никакой юридической подоплеки в негативной обратной связи, но она может омрачить ваше будущее. Поэтому ничего противозаконного не произойдет, если вы просто попросите остановиться. Многие компании сейчас работают в рамках compliance, и это играет в вашу пользу. Напишите официальное письмо и забудьте об обратной связи от этого работодателя (конечно, если вы не были уволены из-за халатности и потери компанией нескольких миллионов).
Этика в вопросах репутации беспощадна, но, к счастью, работает в обе стороны.
“Да, потенциальный работодатель должен запрашивать контактные данные для обратной связи у кандидата и согласовывать сбор рекомендаций, даже если в потенциальной компании есть сотрудники, которые знакомы с кандидатом. Использование внутрикорпоративных связей не является этичным и не должно использоваться для получения обратной связи, хотя этим часто и пренебрегают” - заключает руководитель карьерной практики “Лаборатории карьеры Алены Владимирской”. И здесь нет универсального рецепта. Скорее всего, компания, опирающаяся на негативный фидбек со стороны “друзей друзей” вам просто не подходит. В конце концов, есть испытательный срок, в рамках которого вам дали бы шанс проявить себя, а заодно найти все ваши подводные камни.
Карьерные консультанты, HR-ры всех мастей и просто неравнодушные все больше рекомендуют нетворк. И это не про сборища с шампанским с целью познакомиться, а скорее про “друзей друзей” в социальных сетях, про правило шести рукопожатий и про способность “продать себя”. Расширяя сеть тех, кто в вас уверен, вы сбалансируете обратную связь и она меньше будет влиять на принятие решения.