«Иди в АйТи»: онлайн-школы глазами работодателя

«Перейди в ИТ за три месяца», «Стань разработчиком без образования», «Обучим тестировщиков» — эту рекламу видели все. Об онлайн-образовании для ИТ-специалистов сложилось два противоположных мнения. Одни считают, что это золотой билет в прибыльную профессию. Другие утверждают, что нормальных специалистов из таких школ не выпускают. Я занимаюсь подбором и адаптацией персонала в крупной ИТ-компании и поделюсь своим взглядом на вопрос. Итак, 5 самых популярных мифов об онлайн-школах для ИТ-специалистов.

Миф №1: быстрый пропуск в высокооплачиваемую профессию

Реальность: постепенное погружение в новую профессию

Мы живём в потрясающее время, когда возможности для образования и развития крайне широки. Индустрия онлайн-обучения уже не совсем юная, там наработаны практики, у школ есть репутация, большое количество выпускников получили новую работу.

Но онлайн-образование не способно сотворить чудо. Полноценно освоить новую сложную профессию за три месяца просто нереально.

«Иди в АйТи»: онлайн-школы глазами работодателя

Получение новой профессии — это ни в коем случае не бег на короткую дистанцию, скорее уж полноценный марафон. Я знаю специалистов, которые на полгода-год уходили с работы и ежедневно посвящали до 9 часов обучению. При совмещении учёбы с работой нагрузка будет ещё больше, тем более, что большинство онлайн-курсов построены таким образом, что необходимо постоянно вписываться в жёсткие дедлайны.

Причём всё сказанное актуально и в том случае, если, допустим, человек с уже имеющимся ИТ-образованием хочет сменить стек технологий — на освоение уйдёт много времени и сил.

Вывод: перейти с помощью онлайн-образования в новую профессию можно, но это небыстрый процесс. Стоит закладывать 2 года на обучение и ещё год — на наработку опыта. Нужно понимать, что в этот период будет меньше свободного времени, возможно, потребуется финансовая подушка, поддержка родных и друзей.

Миф №2: онлайн-школы — это образование низкого качества

Реальность: есть сильные онлайн-школы, а есть слабые, так же, как есть вузы с отличной программой и с посредственной

Уже сейчас у определённых онлайн-школ сформировалась отличная репутация. Скажем, даже лет пять назад большая часть качественных онлайн-программ была доступна только на английском, а теперь у нас большое количество возможностей учиться на русском, у наших специалистов.

При выборе школы важно смотреть на программу: как она построена, какие предметы включены.

«Иди в АйТи»: онлайн-школы глазами работодателя

При этом практики тоже должно быть много, обязательно нужны учебные проекты. Стоит обратить внимание и на отзывы выпускников.

В своей практике подбора я встречалась с разными специалистами, получившими онлайн-образование. Среди них были и те, чьи знания вполне могли бы соперничать со знаниями выпускников престижных университетов, и те, кто плавал в простейших теоретических вопросах.

Вывод: дело не в формате получения образования (очно или онлайн), а в его качестве.

Миф №3: онлайн-образование в ИТ имеет смысл получать только технарям

Реальность: дополнительное образование в ИТ может получить и «технарь», и «гуманитарий»

Оба слова в кавычках, потому что на самом деле разделение это весьма условно. Многие гуманитарные специальности требуют от специалистов огромной сосредоточенности, способности к систематизации и анализу. А выпускники технических вузов, чтобы строить успешную карьеру, должны грамотно писать, проводить презентации и демонстрировать коммуникативные навыки.

Именно поэтому говорить, что только «технарь» может получить дополнительную ИТ-специальность, неверно. Буквально недавно встретила два кейса. Первый — юрист по первому образованию получила дополнительное образование в ИТ и сейчас занимается информационной безопасностью. Второй — системный администратор долгое время работал с Windows-стэком, понял, что ему хочется двигаться дальше, онлайн освоил Linux и сменил профиль. Оба успешны в новых ролях.

Вывод: вне зависимости от первого образования, дополнительное потребует сил, времени, глубокого погружения в тему.

«Иди в АйТи»: онлайн-школы глазами работодателя

Миф №4: работодатели негативно относятся к выпускникам онлайн-школ

Реальность: поиск первой работы действительно потребует много усилий

Для работодателя наличие дополнительного образования всегда будет плюсом — это показатель того, что кандидат готов учиться, не стоит на месте.

Кроме того, предыдущий опыт работы также будет полезен — например, опыт управления командой, презентаций, коммуникаций. Он же позволит конкурировать с выпускниками профильных вузов.

Но поиск первого рабочего места по новой специальности может занять больше времени, чем обычно. Дело не в негативном отношении, а в том, что нет реальных кейсов, только учебные. Нет практического опыта. Нужно быть готовым к тому, что смена профессии повлечёт за собой временное снижение уровня зарплаты и должности.

Поскольку онлайн-образование существует у нас в стране не так долго, стоит быть готовым к тому, что придётся подробнее рассказывать эйчарам и потенциальным руководителям о полученных знаниях, предлагать выполнить тестовые задания, чтобы продемонстрировать навыки.

В Sofline сейчас мы берём на работу выпускников наших собственных онлайн-программ, а недавно начали партнёрство со сторонними школами.

Вывод: входя в новую профессию, стоит заранее готовиться к ступеньке вниз по уровню дохода и, и к более низкой должности — опыт в новой сфере нужно нарабатывать.

Миф №5: в онлайн-школы идут неудачники, у которых ничего не получилось в основной профессии

Реальность: мы живём в эпоху, когда невероятно актуальна концепция обучения на протяжении всей жизни

Самый удивительный для меня миф, в который, однако, многие верят, поскольку сами не понимают, как можно кардинально поменять карьеру и зачем. Чему-то учиться — прекрасно. Сменить карьерный трек — совершенно нормально. Существует множество поводов пойти в онлайн-школу и получить дополнительное образование. Возможно, в первой профессии вы достигли условного потолка. Или профессии мечты просто не было в то время, когда вы получали основное образование. Ещё один вариант — есть потребность освежить и проверить имеющиеся знания, систематизировать их, актуализировать.

Не стоит забывать и о том, что некоторые вузы дают классическую и не очень современную программу — их выпускники добирают практики именно в онлайн-школах.

Вывод: продолжать учиться после вуза — это очень круто!

Я сама учусь всю жизнь и поддерживаю тех, кто идёт за новыми знаниями. Чтобы онлайн-образование и дальнейшее трудоустройство были успешными, необходимы серьёзные вложения, это правда. Причём дело не только в финансах, но и во времени. Ради учёбы придётся неизбежно пожертвовать какими-то привычными активностями, перестроить график. Онлайн-образование даёт больше гибкости по сравнению с традиционными вузовскими парами, которые проходят чётко по расписанию, но всё равно требует погружения. На мой взгляд, главное, что нужно, чтобы онлайн образование в ИТ было успешным, это понимание цели — чего вы хотите и зачем. Тогда всё получится.

44
1 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить