Команда удалена: плюсы, минусы, подводные камни дистанционки для работодателя

До сих пор в вакансиях можно встретить формулировки: никакой удаленки! А на встречах с предпринимателями мы постоянно слышим про одни и те же страхи насчет дистанционных сотрудников.

На удаленке никто не узнает, что вместо вас работает котик! (Источник фото: Pinterest)<br />
На удаленке никто не узнает, что вместо вас работает котик! (Источник фото: Pinterest)

Мы — это образовательная платформа для предпринимателей К ЦЕЛИ. Сейчас в команде платформы более 10 человек из разных уголков России, а также из Таиланда и Канады. Сооснователь К ЦЕЛИ Антон Галушко решил поделиться своим видением удаленки с точки зрения работодателя.

Страхи работодателя: отпустите контроль

1. Без очного контроля люди будут бездельничать.

Есть люди — лодыри. Неважно, где они сидят, в офисе или на удаленке. Когда я в устроился в веб-студию дизайнером 10 лет назад, я получал оклад 20 тысяч рублей. Моя задача была — протирать штаны 8 часов в день; -) Да, я делал задачи, но в любой свободный момент залипал в соцсетях. Начальник постоянно ходил за спиной, заглядывал ко мне в монитор и подгонял «Антон, делай то, Антон, делай это». А у меня не было внутренней мотивации работать больше и лучше.

Но когда мне предложили стать совладельцем этой студии, то у меня появилась мотивация и я стал работать больше всех.
То есть, если человек — лодырь и работает на голом окладе, то формат работы вообще не важен. Способ «потеряться» он найдет и в офисе, и дома. Важна мотивация.

2. Ок, мотивация есть, но как же тогда контролировать рабочее время?

А как вы контролируете его в офисе? Вы можете установить на рабочие компьютеры программы-шпионы. Нанять человека, который будет проверять записи с них. Или поставить везде камеры и постоянно смотреть, шевелится ли человек за компьютером и как долго сидел в туалете.

У моей сотрудницы есть реальная история из опыта. У нее завис рабочий компьютер и она пыталась сообразить, как написать сисадмину, если его контакты у нее есть только на нем. В этот момент зазвонил телефон: начальник интересовался, а почему это она уже 2 минуты не шевелит мышкой.

Ответьте себе честно: вам важен результат работы или быть в курсе процесса его достижения. Если второе важнее, поздравляю — вы погрязли в болоте операционки. И затягиваете в него всех, кто рядом. Это демотивирует!

Я лично не из тех руководителей, которые пингуют, подпинывают и подобное. Я верю только во внутреннюю мотивацию человека. И в правильные условия для ее раскрытия.

А для организации рабочего времени у нас в компании есть Битрикс24 и Google календарь. Эти инструменты больше не для контроля, а для понимания, кто из команды чем занят в данный момент, какие планы и есть ли таймслоты для созвонов, внеплановых задач и обучения.

3. Но как обучать людей, которых я даже не вижу?

Всем известный источник. <br />
Всем известный источник.

Действительно, мы, люди, лучше всего обучаемся при живом общении. Недавно я вёл трекинг для ученика, когда мы вместе летели в самолёте, и мы понимали друг друга быстрее, чем на созвонах.

А когда ведешь обучение или совещание онлайн, смотришь на статичные аватарки с выключенными микрофонами, непонятно, а люди-то вообще здесь?

Но удерживать внимание — это навык, необходимый руководителю и при ведении офлайн-собраний. То, что вы видите людей физически перед собой, вовсе не означает, что ваши слова находятся сейчас в фокусе их внимания.

Как им завладеть? Я периодически обращаюсь к членам команды по имени, прошу по возможности включить камеры, давать реакцию в чат. Стараюсь вести диалог, а не монолог. При этом у меня нет цели подловить кого-то на невнимательности или рассеянности. Я доверяю людям, которых нанял.

Разумеется, помимо «говорящей головы», для онлайн-обучения должна быть подготовлена структурированная база знаний: оцифрованные регламенты, инструкции, готовые видеоролики, тестовые задания. Например, ролевые игры для отработки скриптов в отделе продаж.

Подводные камни: приближаем далекое

1. Адаптация: не бросайте новеньких одних

Если при выходе в офис новенький сам или в компании эйчара ходит по кабинетам, знакомится с людьми, может сходить вместе с новыми коллегами на обед, то на удаленке всего этого нет.

Так, а куда тыкать-то? (Источник: koshka.top)<br />
Так, а куда тыкать-то? (Источник: koshka.top)

Распространённая ошибка, когда удаленщика просто подключают к CRM и рабочим чатам и при этом ждут, что он сам всё поймет и найдет все нужное. Спойлер: нет.
Как признался один мой коллега, когда он увидел несколько десятков колокольчиков-оповещений в Битрикс24, при этом имея нулевой опыт работы с этой CRM, ему захотелось не поскорее ворваться в рабочие процессы, а выбросить ноутбук в окно.

Первый рабочий день или неделю заложите на адаптацию. Запланируйте видеосозвон с командой для знакомства, будьте готовы быть на связи сами или поручите кому-то роль наставника для нового человека.

2. «Железный» вопрос
Одна из причин, почему многие сотрудники хотят уйти из офиса. Нет смысла тратить время на ежедневное перемещение от одного компьютера к другому.

Но очевидно, что «железо» должно отвечать определенным критериям. Например, не весь функционал Битрикс24 доступен в мобильной версии. А современные программы для дизайна не запустятся на ноутбуке с оперативкой в 2 гига.

Некоторые компании ради того, чтобы не терять перспективного сотрудника, тратят деньги на корпоративное оборудование. Так вот.

Предоставляйте удаленным сотрудникам только то оборудование, с которым готовы проститься раз и навсегда.

И дело не в воровстве, а в человеческом факторе. Ноутбук может погрызть собака (реальный случай), телефон — потерять служба доставки и т. п.

Ну и что ты мне сделаешь, я в другом городе! (Источник: freepik.com)<br />
Ну и что ты мне сделаешь, я в другом городе! (Источник: freepik.com)

3. Коммуникационные разрывы или испорченный телефон.
На мой взгляд, это единственный реальный минус удалёнки. Люди хуже понимают друг друга, концетрация внимания снижена.
У одних хромает русский письменный. Другие разрываются между миллионами чатови могут пропустить важное сообщение. Кто-то вообще забывает тегнуть коллегу, а потом обижается, что нет обратной связи.

Как с этим бороться? Ввести единую культуру работы с задачами. Все важное фиксировать в трекинге задач CRM, а не чатах. Не звонить и не писать в сторонние мессенджеры или соцсети по работе, кроме форс-мажорных случаев, особенно в нерабочее время.
Как советовал Максим Ильяхов: если вы понимаете, что переписка зашла куда-то не надо, договоритесь о звонке. При разговоре голосом становятся яснее интонации и проще нивелировать конфликт. А также выразить благодарность так, чтобы это не считалось за сарказм. Кстати, не забывайте благодарить за работу.Все так же, как и офлайн. Благодарите сотрудников в общих чатах, критикуйте только в личных.

А что делать, если разница в часовых поясах очень большая?

Мы решили этот вопрос так создали таблицу с часовыми поясами сотрудников и скомпоновали рабочие задачи так, чтобы был удобный единый для всех таймслот специально для коммуникации.

А теперь про плюсы удаленки. Некоторые из них очевидны, а некоторые понимаешь только на опыте.

Плюсы удаленки: не только экономия на офисе

1. Можно нанимать людей не в штат, а заключать договора с самозанятыми. Меньше налоговая нагрузка, не нужен зарплатный проект в банке, при этом работаешь законно.

2. Удаленный бизнес легче строить и масштабировать, в отличие от офлайна. Не надо искать офисы, мебель и технику, заморачиваться с охраной труда, пожарной безопасностью и пр. и пр.

3. Безграничный рынок труда со специалистами на любой бюджет. Когда ищешь во всем мире, шанс найти того самого специалиста по приятной стоимости повышается.

4. Сотрудники не тратят время на дорогу, бизнес-ланчи, гардероб.

5. Появляются связи в других городах и странах. Можно совмещать отпуск или деловую поездку и очное знакомство с сотрудниками и бизнес-партнерами.
А можно, например, вместо аренды офиса отложить деньги на корпоративный бизнес-выезд, оплатить дорогу и проживание удаленщикам. Офис стоит 100 тысяч в месяц, за год это 1,2 млн рублей, вполне хватит на поездку. Это запомнится и укрепит лояльность гораздо лучше, чем стандартный букет и посиделки в офисе на день рождения. Всем советую закладывать бюджет на подобные корпоративы. Ниже немного фото с нашего весеннего выезда с клиентами и сотрудниками в Дагестан.

В целом, я верю, что удаленка на сегодня — это лучший формат для бизнеса, который стремится к быстрому росту.

Если хотите узнать больше про стратегии мышления Антона Галушко, приглашаем послушает его доклад в это воскресенье, онлайн, в 18:00 МСК.

Делимся анонсами и записями наших ивентов в канале:

22
Начать дискуссию