Свобода, ответственность, мотивация: как я создала команду, которая управляет сама собой
Меня зовут Наталья Красильникова. Я основала сервис по переработке золота MoneyGold, команда которого работает по принципу самоуправления. У нас нет классических инструкций, должностей и согласований сверху вниз.
Как же при этом у нас получается работать собранно и эффективно? Об этом я и расскажу в этом материале. Кроме того, объясню, кому может не подойти формат самоуправляемой команды и что нужно учесть, если вы решили выстроить такую структуру в вашей компании.
Ценности важнее регламентов
Начнем с определения. Самоуправляемые команды – это те команды, которые способны самостоятельно принимать решения, разрешать конфликты и распределять роли для эффективного управления бизнес процессами. В основе деятельности таких команд лежат ценности отдельно взятых людей. На основе этих ценностей мы формулируем ценности компании и выбираем свою эволюционную цель. Таким образом, ежедневные рутинные вопросы решаются не по прописанным кем-то инструкциям, а по ценностному компасу. Он и указывает верное направление. Чтобы было понятно, приведу пример. Наша цель — это создание первоклассного сервиса в нашей нише. Она основана на ценностях открытости, честности и win-win. Что будет происходить в традиционной компании, если клиент напишет, что ему удобно встретиться с экспертом ранним утром, например в 7 утра? Скорее всего ему откажут, сославшись на регламент работы. «Мы работаем с 9.00», - скорее всего услышит клиент в ответ на свою просьбу. В подобной ситуации менеджер Moneygold, который назначает встречи, свяжется с экспертами, с тем чтобы договориться кто из них сможет приехать к клиенту так рано. Так как вся команда действует в рамках эволюционной цели, решение будет найдено и встреча состоится. Первоклассный сервис оказан.
Наша цель — это создание первоклассного сервиса в нашей нише. Она основана на ценностях открытости, честности и win-win.
В основе — зрелость
Все участники нашей команды – взрослые и психологически зрелые люди, которые понимают, что результат зависит от каждого из них. Что значит взрослые? Ведь мы на работе все взрослые. Здесь я имею в виду психологическую взрослость. На мой взгляд, это фундамент, основа при построении самоуправляемых команд. Что это значит на практике. В базе мы приходим в коммуникации с теми стратегиями общения, которые были приняты в нашей семье. Когда все хорошо, все милые. Но, в работе часто случаются непредвиденные ситуации, не всегда приятные. Здесь обычно и проявляется дисфункция базовых стратегий общения. Претензии, манипуляции, истерики, обвинения — все это примеры неэффективных «детских» стратегий. В таких условиях становится сложно что-то конструктивно решить и небольшая задача перерастает в ком обид, взаимных упреков и перекладывание ответственности друг на друга. Когда подобные ситуации накапливаются, вся система становится неэффективной и вместо того чтобы тратить энергию на развитие и реализацию новых крутых проектов или гипотез, команда увязает в «болоте», как следствие падает эффективность и показатели.
Взрослые стратегии — это:
- умение договариваться
- конструктивно доносить свою точку зрения
- умение давать обратную связь (даже не очень приятную)
- понимать и отделять свои эмоции от эмоций других людей
- быть бережными с собой и другими
- говорить не проблемами, а решениями
- брать на себя ответственность
Конечно мы в Moneygold не сразу пришли к этому. Каждый из нас занимается своим развитием регулярно. Из инструментов мы выбираем личную, регулярную психотерапию, командные тренинги и коучинг. Так же много внимания уделяем своему физическому состоянию. Многие члены команды регулярно занимаются йогой, нейро-фитнесом и ходят в зал.
Мы в Moneygold любим конфликты. Считаем, что это классный способ увидеть свою неадекватность и конструктивно ее устранить.
Конфликты и ошибки — возможность увидеть и устранить недостатки
Если вы думаете, что взрослые люди не конфликтуют или не ошибаются, то это не так. Взрослый — не значит идеальный. Конечно же и у нас в команде случаются конфликты и ошибки. Только вот относимся мы к ним по-другому. За ошибки обычно принято наказывать, а конфликты замалчивать. Такая стратегия традиционной структуры приводит к тому, что люди боятся говорить об ошибках и они накапливаются пока не приведут к катастрофической поломке. Тоже самое и с конфликтами. Заметание под ковер часто приводит к плачевным последствиям. Если конфликт не разрешать, то он никуда не уходит — он продолжает разрушать компанию изнутри. Мы в Moneygold любим конфликты. Считаем, что это классный способ увидеть свою неадекватность и конструктивно ее устранить. Для разрешения конфликтов в команде мы используем технику «приглашенный фасилитатор». Это человек, обычно психолог или коуч, который помогает нам конструктивно выяснять отношения. А ошибки мы принимаем с благодарностью, как опыт и возможность стать еще лучше. Здесь нет какого-то специального инструмента, мы просто поменяли отношение в своей голове. И всем сразу стало проще жить. Важно только сделать правильные выводы из ошибок.
В чем преимущества самоуправляемых команд для собственника?
- безусловно это гибкость. В текущих реальностях это крутое конкурентное преимущество
- больше времени для реализации стратегии развития, так как команда не нуждается в ручном управлении
- кайф от сотворчества с крутыми, зрелыми людьми
- возможность быстрого роста и масштабирования
- устойчивость компании в кризисы
- бОльшая эффективность: 20% усилий дают 80% результат
В чем преимущества самоуправляемых команд для членов команды?
- возможность проявляться
- рост личности и финансового состояния
- возможность пробовать новое
- непривязанность к определенной должности
Почему вам может не подойти самоуправление?
Допустим, руководитель, который всегда работал в рамках традиционной структуры, решил попробовать “ввести” самоуправляемость в команду, которая тоже раньше никогда так не работала. Сначала ответьте себе на вопрос зачем вам это нужно? Если ответ из разряда «да я уже устал с этими дармоедами, совсем не хотят работать», то возможно пока не нужно. Основа любой самоуправляемой команды — это начать с себя. Необходимо прокачать базовые софт-скиллс, это:
- умение брать на себя ответственность за свой результат. То есть это не они не хотят работать, это я как-то так настроил систему, что в ней так проявляются люди.
- базовое доверие миру. Если мир для вас опасен, а люди в нем, по вашему убеждению, хотят только вас обмануть и нажиться на вас, вряд ли вам будет комфортно с такой установкой в самоуправлении.
- навыки коммуникации. Необходимо провести ревизию своих настроек. Как вы как собственник общаетесь с людьми, считаете ли вы их взрослыми умными и равными или нет. Если все что вы видите перед собой — это маленькие дети, которые неспособны без вас бумагу в принтере поменять, то опять же вам будет не комфортно в самоуправлении.
Если вы все-таки решились перейти на самоуправление.
- Поговорите с командой и предложите им самим решить, какой способ перехода будет для них комфортен.
- Будьте готовы, что кто-то из команды не выберет работать в такой среде и это нормально, не всем это подходит.
- Обсудите инструменты, с помощью которых вы будете решать конфликты.
- Не стремитесь сделать все и сразу. Потихоньку. Шаг за шагом.
- Смысл самоуправления — в эволюционном развитии, не спускайте решения сверху, попробуйте разглядеть неэффективности в бизнес процессах вместе с командой и найти совместное решение
- Не решайте проблемы закрыто, со всеми трудностями идите к команде — вместе вы сильнее, а вам как собственнику проще.
- Творите! Когда нет рамок и регламентов можно все, если знаешь зачем.