Что делать с нехваткой IT-специалистов в России?
Экспертный лейбл «Тишина» и РАЭК провели дискуссию, посвященную проблемам IT-рекрутмента в России сегодня. Для этого мы пригласили руководителей из МТС, TenChat, АО «Гринатом», АНО «Цифровая экономика» и международной компании Aston. В этом материале — главные хайлайты мероприятия.
Правительство и бизнес говорят о дефиците IT-специалистов в России. Рост технологий, отток кадров за рубеж, демографическая ситуация — в результате этих факторов нехватка составляет около 500-700 тысяч квалифицированных сотрудников. Экспертный лейбл «Тишина» и РАЭК провели дискуссию с представителями отрасли. Во встрече участвовали:
- Владимир Демченков — руководитель дирекции по подбору ИТ-персонала «Альфа-Банка»;
- Евгений Селиверстов – руководитель направления продуктовой культуры МТС,
- Юлия Горячкина – директор по кадрам для «Цифровой экономики»,
- Максим Морозов – генеральный директор международной компании Aston, эксперт по ресурсному менеджменту в IT,
- Анна Еремина – начальник отдела подбора и адаптации АО «Гринатом»,
- Михаил Слободинский — исполнительный директор TenChat,
- Сергей Гребенников — директор РАЭК.
Модерировал дискуссию основатель экспертного лейбла «Тишина» Евгений Чернов. Вместе они обсудили, почему в отрасли возник кадровый голод, где IT-компаниям искать специалистов и что делать, чтобы они не уходили, а продолжали расти внутри команды.
Что происходит на Российском рынке сегодня: главные хайлайты
Дефицит мидлов. Различные курсы и онлайн-школы активно обучают junior-разработчиков. Но для того, чтобы дорастить их до более компетентных специалистов, нужны время и ресурсы. Однако middle-разработчиков не хватает прямо сейчас. Анна Еремина из АО «Гринатом» отметила, что сегодня в российских компаниях постоянно появляются новые уникальные задачи — например, по импортозамещению. Но на рынке нет сформированной компетенции.
Рынок перегрет. Из-за высокого спроса на middle-специалистов их зарплаты резко выросли. При этом компании переманивают друг у друга сотрудников, предлагая более выгодные условия, и люди часто не задерживаются на одном месте надолго. Затраты на найм и онбординг одного разработчика могут составлять для компании от 900 000 до 1 800 000 рублей — и при этом совершенно невозможно спрогнозировать, на сколько времени человек останется в команде.
Иностранные специалисты не подходят. Во многих зарубежных компаниях есть практика найма сотрудников из других стран — например, из Индии, где широко развито обучение IT-специалистов. Но, как говорят эксперты, на российском рынке такие методы могут не сработать. Из-за языкового барьера, культурных различий и разных подходов к работе и профессиональным стандартам специалистам может быть непросто ужиться в одной команде.
Неоднородность образования. При большом количестве IT-школ, курсов и программ переподготовки, не выработана единая программа и система аттестации специалистов. На рынок выходят соискатели, формально находящиеся на одном уровне, но на деле совершенно по-разному подготовленные к работе. Эта неоднородность усложняет процесс найма, а для соискателей — процесс поиска работы.
Что предпринимают бизнес и государство?
Стандарты обучения. Уже сейчас в России действует программа «Национальный рейтинг университетов», которая помогает и абитуриентам, и работодателям ориентироваться в том, какие учебные заведения дают качественное фундаментальное образование по разным направлениям — в том числе IT. Анализом учебных программ также занимаются АНО «Цифровая экономика» и Альянс в сфере искусственного интеллекта. Также в ведущих вузах, обучающих IT-специалистов, идет увеличение бюджетных мест — за пять лет их количество выросло с 40 тысяч до 120 тысяч.
Юлия Горячкина из «Цифровой экономики» также напомнила, что в России действует проект «Цифровые кафедры», в рамках которого лучшие вузы получают гранты от Минобрнауки и организуют программы переквалификации для студентов.
IT-образование для молодежи. И государственные, и частные компании стараются с юного возраста помогать с образованием людям, заинтересованным в IT. Для школьников проводят конкурсы, компьютерные лагеря и курсы программирования. Для будущих соискателей это — более простой путь в профессию. Для компаний — возможность познакомиться с молодыми людьми и вырастить талантливые кадры. Например, Анна Еремина из АО «Гринатом» рассказала, что у компании есть своя IT-школа и стажировки для молодых специалистов, а обучать стараются не только разработчиков, но и менеджеров.
Как привлечь IT-специалистов в свою компанию?
Несмотря на дефицит, специалисты в стране все же есть. Проблема в том, чтобы найти их, сделать предложение, которое их заинтересует, а затем обеспечить им возможность комфортно работать и развиваться в команде. Эксперты сходятся в следующем: в данном случае речь идет не столько про деньги, сколько про атмосферу в коллективе и HR-процессы.
HR-бренд. Денежная мотивация не работает вдолгую. Есть риск, что специалист уволится, как только ему сделают более выгодное предложение. С куда большей вероятностью человек останется в команде, если ему близки ценности компании, а также если работодатель предлагает сотрудникам возможности для обучения и роста. Таким образом, ценность HR-бренда на рынке возрастает.
Борьба с выгоранием. Усталость, потеря мотивации — популярная проблема у сотрудников, которые занимаются интеллектуальным трудом. Особенно в тех компаниях, где команда работает удаленно. Важно, чтобы люди не набирали слишком много рабочих задач и не тратили на них свободное время. Переработки часто могут быть вызваны тревогой — сотрудник не получает полноценного фидбека и не понимает, успешно ли он справляется с задачами и что ему нужно сделать, чтобы профессионально вырасти или получить бонус к зарплате. Поэтому важно, чтобы у каждого члена команды были понятные треки карьерного развития, и чтобы люди получали полноценный фидбек.
Евгений Селиверстов — руководитель направления продуктовой культуры МТС — также отметил, что стоит думать не только о работе, но и о свободном времени сотрудников: следить за тем, чтобы у них был качественный отдых и возможности саморазвития. Все это может заметно повлиять на качество их работы.
Налаживание процесса рекрутинга. Важно обращать внимание не только на IT-специалистов, но и на сотрудников, которые занимаются их подбором, онбордингом и ростом в компании. Часто именно от их профессионализма зависит, примет ли кандидат предложение о работе и надолго ли он задержится в команде.
Максим Морозов из Aston уверен: рекрутингом должны заниматься профессиональные и зрелые сотрудники, которым нравится общаться с людьми. Важно, чтобы они получали достойную оплату труда, проходили обучение и понимали, как давать соискателям конструктивный фидбек и помогать их профессиональному развитию.
В ближайшее время мы проведем онлайн-трансляцию о проблемах ИТ-рекрутмента совместно с Владимиром Демченковым в его телеграм-канале Демченков вещает. Подписывайтесь на канал и следите за новостями!
Я на бандитов в любых погонах, работать не согласен.
HR-бренд...
Что-то из серии "работать у нас большая честь". Похер мне на ценности компании, на ее миссию и сколько добра она несет в мир, если это не откровенно зашкварное что-то.
утилитарное размышление. мне вот давно не похер. в том смысле, что деньги безусловно важны — тут спорить не буду. но в том числе очень важно, чтобы коллектив был классный и мы с ним были на одной волне, чтобы руководство было адекватным, чтобы DMS и прочие бонусы были, чтобы компания не занималась какой-то бесполезной деятельностью, а приносила хотя бы косвенную пользу рынку
Странно с их стороны (или стороны автора статьи) приводить аргумент по типу, что нет времени из джунов растить мидлов. Дефицит есть как минимум 2 года, возможно, что дольше — как раз за это время могли и вырастить нужные компетенции джунам. Я считаю, что сейчас, если эти компании страдают от дефицита кадров, они этого заслуживают своим прошлым и продолжающимся бездействием.
Всё просто - бизнес хочет зарабатывать бабки, а не тратить их, ибо растить специалистов это значит вкладывать в них свои деньги.
Джуны потом убегут на более лучшие условия, так как переход на другую работу чаще дает больше денег. Эта ситуация для России не уникальна, она такая же на западе.
Мы уже более 30 лет используем специалистов по ИТ из Индии, а 10 лет назад стали нанимать китайских и японских специалистов. Потому что 30 лет назад у нас в стране не было даже близко тех специалистов которые только сейчас стали появляться в стране. Это дудки, что языковый барьер и менталитеты мешают работе. Как у нас говорят плохому танцоры вечно что то мешает между ног....