30 нестандартных вопросов от опытных кандидатов на должность менеджера по продажам
• Какие вопросы задают наиболее искушенные кандидаты?
• Какие могут быть варианты ответов?
• К чему нужно быть готовым?
Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.
Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и закажите книгу «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.
Секрет устойчивого плодотворного партнерства между менеджером по продажам и руководителем в том, чтобы заранее обсудить тонкие моменты. Это нужно сделать пока нет спорных ситуаций или конфликтов, пока есть желание договариваться.
Перечисленные вопросы, тем более в таком количестве, могут выглядеть как излишняя предосторожность. Действительно нет необходимости задавать их все. Некоторые нужно пропустить, а некоторые переформулировать в соответствии с ситуацией.
Главное не пропустить этот шаг, поскольку договариваться внутри конфликта будет намного сложнее, если вообще возможно. Сотрудничество менеджера по продажам и работодателя, длящееся годами, приносит кратно больше, чем регулярная смена работы/сотрудника.
Вопросы и примеры ответов
1. В случае увольнения на каких условиях я смогу работать с клиентами, которых приобрел до прихода в компанию, которых нашел сам, которые сами на меня вышли после увольнения?
Ответ: Клиенты, приобретенные в рамках работы у нас, остаются в компании. Даже, если они сами на вас выходят. Остальные на ваше усмотрение.
2. По каким признакам мы поймем, что в низких продажах виноват продукт/компания, а по каким — менеджер?
Ответ: Если проблема общая для всей целевой аудитории, значит причина в продукте или маркетинге. Если проблема локализована в рамках клиента (одного или нескольких), то причина в продажах.
3. Как компания нивилирует макроэкономические риски, влияющие на продажи: пандемия, СВО, санкции и т.д.?
Ответ: Мы стараемся диверсифицировать бизнес. Например, после того, как ушли иностранные производители, мы сменили линейку продукции.
4. Кто главный конкурент? По каким параметрам вы его опережаете?
Ответ (на примере TOPsharing.center): Наш главный конкурент — штатные РОПы. Зарплата РОПа за одного менеджера не может быть в пять раз меньше, чем за пять менеджеров. А у нас может.
5. О каких вариантах партнерства и/или коллабарации я могу договариваться с внешними игроками?
Ответ: У нас есть партнерская программа. Если будет что-то нестандартное, сообщите мне.
6. Есть ли опционы? Если да, то какие условия получения и какой план вестинга?
Ответ: Опционы выдаются по итогам трех лет работы в компании. План вестинга вышлю на почту, если с нашей стороны будет положительное решение по вашей кандидатуре.
7. Как решаются споры по клиентам, резервам на складе, транспорту и другим ресурсам?
Ответ: На такие случаи есть правила. Но если соблюдать регламенты, вовремя вносить информацию в CRM, то особых споров не возникает.
8. Что происходит в случае вынужденного длительного отсутствия (декретный отпуск, служба в армии)?
Ответ: Все в соответствии с действующим законодательством. Плюс коллектив душевно провожает и потом встречает.
9. Каков порядок действий в случае получения рекламации/претензии от клиента?
Ответ: Ваша роль в этом случае минимальна. Этим занимается отдел рекламаций. Если нужно, то подключается руководитель.
10. Каков порядок действий при возникновении внешних конфликтных ситуаций (проверки, обыски, допросы)?
Ответ: Наша деятельность абсолютно законна. Если что-то такое произойдет, то действуйте так, как предписывает закон.
11. Если кто-то из нас решит изменить условия сотрудничества, то какая будет для этого процедура?
Ответ: Обсудим. В компании постоянно происходят изменения, но в любом случае я позабочусь о том, чтобы паритетность в наших отношениях сохранилась.
12. Могут ли измениться условия нашего сотрудничества в случае неожиданно больших продаж? Если да, то как?
Ответ: Потолков и регрессивных шкал нет. Мы рассчитали схему мотивации так, чтобы выплатить оговоренные бонусы в т.ч. при значительном перевыполнении плана.
13. Кому и как я могу давать обратную связь? От кого и как часто ее получать?
Ответ: У нас все открыты к конструктивной обратной связи. Если будут сомнения, ваш руководитель подскажет как поступить.
14. Что делать, если при смене руководителя отдела продаж, новый РОП меня не устроит?
Ответ: У вас уже был такой опыт? На мой взгляд это маловероятно, но даже если такое произойдет, я сам буду курировать вашу работу.
15. Приняты ли откаты? Как будет обеспечена моя юридическая безопасность?
Ответ: В нашей сфере откаты приняты. При необходимости я сам договорюсь об этом с клиентом.
16. Что происходит в случае задержки зарплаты/бонусов?
Ответ: Мы не допускаем такой ситуации. Это нарушает паритет в отношениях.
17. Компания создана для себя или на продажу? Что произойдет в случае продажи?
Ответ: Продавать не планируем.
18. Что для вас этичные и неэтичные методы ведения бизнеса? Где грань?
Ответ: Все, что не противоречит действующему законодательству, мы считаем допустимым. Если появляется необходимость его нарушить, то оцениваем риски для себя и других игроков. Главное, чтобы никто не пострадал.
19. Опишите идеального клиента вашего бизнеса сейчас и через три года.
Ответ: Является целевым, может с пользой применить наш продукт, руководствуется договором, продлевается, приносит прибыль.
20. Кем разрабатывается схема материальной мотивации? Кому я могу сказать о факторах, которые меня демотивируют?
Ответ: Через меня проходят все регламенты. Если что-то мешает в работе или демотивирует, обращайтесь ко мне. Во всем разберемся.
21. Какие действия/бездействия могут стать причиной безапелляционного увольнения?
Ответ: Если текущий результат не устраивает, а перспектив нет. Перспективы мы оцениваем по динамике. От нашего сотрудничества должны выигрывать оба: и вы, и компания.
22. Как в компании построена система управления знаниями? Есть ли аттестация?
Ответ: Есть онбординг, база знаний, обучение от вендоров. У вендоров есть сертификация. Аттестации нет.
23. Какие вопросы я должен согласовывать с руководителем, а какие могу решать сам?
Ответ: По всем вопросам, которые вписываются в логику разработки клиента, согласуются с внутренними регламентами и не противоречат законодательству, вы можете принимать решения сами.
24. Как будет называться моя должность? Как это воспринимают целевые клиенты?
Ответ: Менеджер по продажам. Клиенты воспринимают нормально.
25. Какие требования, связанные с коммерческой тайной и другими вопросами безопасности?
Ответ: Они стандартны и описаны в Положении о режиме коммерческой тайны. Если нужно могу прислать, чтобы вы ознакомились.
26. Как вы бы описали корпоративную культуру? К чему стремитесь в этой области?
Ответ: Наша цель: когда каждый работает на то, чтобы у каждого получилось. Мы пользуемся описанием корпоративной культуры по книге «Лидер и племя».
27. Как выглядит отчетность менеджера по продажам?
Ответ: Только корректное заполнение CRM.
28. Какие функции, не связанные с продажами напрямую, должен выполнять менеджер?
Ответ: Есть общая еженедельная планерка. Бывают задачи связанные с функционированием офиса. Пожалуй это все. В остальном менеджер занимается только продажами.
29. Какие у вас есть ожидания от моей работы? Какие от результата сейчас и в перспективе года, трех лет?
Ответ: Важно, чтобы вы профессионально и на 100% выполняли свою работу. Это поможет остальным выполнять свою.
30. Могу ли я рассчитывать на вас лично, если мне нужна будет помощь?
Ответ: Конечно!
И еще один вопрос: Есть ли у вас сомнения в моей квалификации?
Я стараюсь отвечать честно.
Давайте общаться
- Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
- Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
- И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.