Тестовые задания: выполнять или нет? Как понять, что заказчик «разводит» на бесплатную работу
В среде фрилансеров идет бурная дискуссия по поводу тестовых заданий. Обсуждают, выполнять их или нет, должны ли они обязательно оплачиваться и какой объем работы считается нормальным. В статье мы постарались ответить на эти вопросы.
Всем привет! На связи команда lava.top — платформа продажи цифрового контента. Мы много общаемся с фрилансерами, поэтому знакомы с проблемами, с которыми они сталкиваются. Обсудили с ними тестовые задания, за которые они готовы взяться, а за какие — нет. Делимся с вами выводами.
Какие бывают тестовые задания
Есть два основных вида тестовых заданий — их дают соискателям в разных случаях.
Первый вариант — когда тестовое предлагают всем кандидатам на этапе отклика. С его помощью отсеивают неподходящих специалистов, чтобы потом было проще выбирать из оставшихся. Такое тестовое обычно не оплачивают, но его результаты и не используют в работе. Эти задания чаще всего просят выполнить известные компании, которым приходит много откликов на вакансии.
Второй вариант можно рассматривать скорее как пробную задачу. Ее дают не всем подряд, а только избранным кандидатам, которые подходят для работы на проекте или в компании. О таком задании обычно договариваются уже после того, как рассмотрят все портфолио и резюме. Здесь уже речь идет о реальной рабочей задаче или ее части — и оплачивать ее должны полноценно. Если соискатель справляется с ее выполнением хорошо, то сотрудничество с ним продолжают.
В обоих случаях тестовое задание — хороший шанс как для заказчика, так и для исполнителя присмотреться друг к другу. Работодатель может оценить, как потенциальный сотрудник понимает задачу, не срывает ли сроки и обладает ли необходимыми знаниями и умениями. А для соискателя это проверка на общую «адекватность» компании, будущих коллег и начальства: начиная с того, как они отвечают на вопросы, заканчивая тем, заплатят ли обещанную сумму за работу.
Когда можно сказать тестовому «да»
Решать, выполнять тестовое или нет — дело каждого, особенно если работы нет, и хватаешься за каждую возможность. Тут также есть два варианта: оплачиваемое и неоплачиваемое тестовое.
Оплачиваемое тестовое
В случае если работодатель готов заплатить за тестовое адекватную сумму, которая соответствует проделанной работе, то без вопросов — всё отлично. Но здесь есть важный момент: нужно убедиться, что с компанией всё в порядке и деньги вам действительно перечислят. Посмотрите, не находится ли заказчик в «черном списке», поспрашивайте в профессиональных чатах — может, кто-то с ним уже сотрудничал. Чтобы обезопасить себя, можно заключить договор ГПХ.
Неоплачиваемое тестовое
Есть мнение, что за неоплачиваемые тестовые не стоит браться — это в любом случае трата времени и неуважение со стороны работодателя. Но в реальности лишь немногие соискатели могут такое себе позволить.
Другие наоборот считают, что ради работы в классной компании нужно постараться, и готовы выполнить даже объемные задания бесплатно. Рассмотрим несколько причин, когда тестовое задание стоит того:
1. Тестовое небольшое — на него не уйдет много времени. SMM-щику могут предложить написать короткий пост, а дизайнеру — подготовить картинку по готовому шаблону. Это займет не больше пары часов, а работодатель сможет проверить нужные навыки.
Бывает и так, что в качестве тестового просят выполнить небольшую часть какой-то работы: подготовить план статьи и расписать тезисы по одному из пунктов подробнее. Это тоже вполне нормальная ситуация: если кандидат подойдет, потом он продолжит по этому же плану готовить текст целиком.
2. Тестовое задание предлагает компания вашей мечты. Тут всё просто: если вы очень хотите туда попасть, оцените объем и сложность тестового. Поймете, что оно вам по плечу, — стоит попробовать.
Тестовое — не гарантия того, что вам предложат место. Поэтому рассчитывайте свое время и силы: если из-за выполнения задания для крутой компании, вы пропустите дедлайн по текущему проекту, можно остаться без работы совсем.
3. Вы — начинающий специалист и хотите, чтобы у вас появилось больше работ в портфолио. Тогда это хороший вариант: если вас не возьмут на проект, вы всё равно останетесь в плюсе — будет что показать другим заказчикам. Чтобы не было вопросов, можно указать, что сделали это задание в качестве тестового для такой-то компании. Если ваша работа не подошла конкретному работодателю, она может понравиться другому.
Иногда специалисты прибегают к уловке: заказывают выполнение тестового у другого человека. Даже если это поможет получить заветное место, такой обман очень быстро вскроется: ведь работать придется самому.
4. Вы хотите попробовать что-то интересное или новое. Заказчик предлагает выполнить какое-то креативное тестовое задание — например, придумать несколько вариантов слоганов для металлургической компании или написать новый сценарий для рекламы газировки.
Учитывайте, что это должны быть несуществующие продукты, а не реальные кейсы, которые потом могут использовать без вашего ведома. Такие задания обычно дают, чтобы оценить творческий подход сотрудника. Если вы хотите попробовать себя в такой работе, можно даже никому не отсылать тестовое, а взять его потом для портфолио.
Когда на предложение тестового стоит ответить «нет»
Есть несколько случаев, когда надо хорошенько подумать, прежде чем приступать к тестовому, особенно к неоплачиваемому. Перечислим «красные флаги»:
1. От вас требуют слишком большой объем работы. Например, заказчик просит составить контент-план и написать три поста или нарисовать логотип компании. Задание этого типа может занять целый рабочий день. Если вам предлагают выполнить такое тестовое, можно предложить выполнить только часть работы: подготовить один небольшой раздел, а не всю большую статью. Остальное можно продемонстрировать в портфолио.
Важный момент: если соискатель выполнил объемное задание, а его не взяли на работу, он может потребовать от работодателя оплатить тестовое. В этом случае это может рассматриваться как фактический допуск кандидата к работе, разъясняет Трудовая инспекция.
2. Всем соискателям дают разные тестовые. Например, просят сделать дизайн карточек маркетплейса для разных товаров. Здесь нужно насторожиться: скорее всего, никакой реальной вакансии нет, таким образом люди хотят бесплатно использовать результаты чужого труда.
Так что когда вы видите «мутное» описание проекта или вакансии от непонятной компании, а само тестовое при этом не выложено в общий доступ и высылается только по запросу, попробуйте проверить заказчика. Напишите ему с нескольких разных аккаунтов: если он пришлет разные задания, значит, дело нечисто.
Сохраняйте свои тестовые и всю переписку с работодателем. Если что-то вызвало у вас подозрения, проверьте через какое-то время, не появилась ли где-нибудь в интернете ваша работа. В случае чего обращайтесь к юристам по вопросу авторского права. Читайте об этом нашу статью — в ней мы рассказываем, как защитить контент от кражи.
3. Если тестовое просят выполнить для одноразового проекта. Например, заказчику нужен дизайн лендинга. Для такой задачи обычно достаточно посмотреть примеры работ специалиста и почитать отзывы о нем, а не тратить время на составление и проверку тестового. Тут есть два варианта: либо отказаться сразу, либо попробовать переубедить потенциального работодателя и доказать свою профпригодность другими способами.
4. Когда задание не относится к теме работы. Например, откликаетесь на должность младшего редактора, а вас просят расписать стратегию развития редакции на ближайший год. Это «звоночек» о том, что, скорее всего, в компании не понимают, чем вы должны заниматься.
Что нужно уточнить перед тестовым
Прежде чем браться за тестовое задание, надо обговорить всё, что вызывает вопросы. Какие моменты следует обязательно выяснить:
- Оплата. Спросите, будет ли оплачиваться ваша работа, если да, то в каком случае: тут могут быть варианты — например, деньги дадут только если понравится, как вы выполните задание. Узнайте о сроках и условиях оплаты. В идеале — заключите договор ГПХ.
- Дедлайн. Если тестовое нужно выполнить «еще вчера», это повод насторожиться. Нормальный вариант — когда на задание дают 5–7 дней.
- Обратная связь. Обязательно просите о том, чтобы по результатам тестового вам дали обратную связь. Потенциальный клиент не обязан вам ее предоставлять, но если согласится — для вас это шанс научиться чему-то новому и в будущем избежать ошибок.
А вы беретесь за тестовые задания? Если да, то в каких случаях? Какое самое странное тестовое вы видели?
Был у меня однажды случай: переписка с компанией была исключительно по почте, мне выдали тестовое и обозначили сроки, я села выполнять, и буквально через пару часов мне звонят с вопросом «ну что, когда ждать тестовое, вы нам его пришлете?». Отбило все желание что-либо делать 😅
Скорее всего, так работодатели хотели проверить, сколько времени у вас уходит на задание, но это странно, если были оговорены сроки заранее перед выполнением. А если учесть, что вся коммуникация происходила по почте, то непонятно, почему работодатели решили звонить. Видимо, им очень нужно было выполненное тестовое)
Позиция Молянова по этому вопросу супер адекватная. Желаю, чтобы побольше руководителей мыслили здраво.
Мне как-то пришло задание сделать бесплатно дизайн главной сайта. Всего сайта, Карл. Бесплатно.
Я беру бесплатные тестовые. Главное, договориться на берегу. Очень хочу поработать с клиентом - можно и тестовое бесплатно сделать. А если не очень - можно и не делать. Если исполнитель во мне заинтересован - может и заплатить. Если у него таких, как я - очередь, то и не заплатит. Никогда не делю мир на черное и белое в этом вопросе. Все супериндивидуально.
Анна, спасибо, что поделились своим опытом! Мы с вами согласны — каждый случай индивидуален, и все зависит от обеих сторон
Комментарий недоступен