Почему не все работодатели козлы или куда смотрят заказчики при выборе копирайтера: залезаем в голову клиенту
Или ответ на вопрос «Почему я вечно не могу найти работу
Привет! Меня зовут Илья Хоменко, я редактор и копирайтер. Веду свой канал про тексты и работу «Илья Хоменко ведёт канал про копирайтинг».
При работе с текстами я побывал с двух сторон: и искал работу, и искал копирайтеров. Поэтому мне есть что рассказать.
Статья поможет посмотреть на выбор копирайтера глазами самого заказчика. Надеюсь, копирайтеры, которые не могут найти работу, поймут некоторые истины.
Кто такой заказчик
Заказчик — это уставший человек, который просматривает очень много кандидатов. Представьте, менеджеру срочно нужен копирайтер, а у него на эту должность 200 откликов. Если тратить на каждого даже 5 минут, то уйдёт минимум два рабочих дня без перерыва на кофе и туалет. Да любой с ума сойдёт.
Если вы откликнулись на вакансию, а вам не отвечают, не надо говорить, что «работодатели такие сякие, даже ответить не могут, дать обратную связь». Если не могут, значит у них реально есть дела поважнее. У них фура на границе застряла и главбух в декрет собралась — на копирайтера им абсолютно пофиг, это часто дело третьей важности.
В этом случае даже банальная отписка, которую отправляют всем подряд — большая удача. Тут хотя бы можно понять, что по этой вакансии вам ничего не светит.
Поэтому никто не будет тратить время на отклик, если он сразу не понравился. У вас есть буквально пара секунд, чтобы чем-то зацепить.
А чем зацепить — рассказываю ниже.
Делал ли что-то похожее
Продать свои услуги можно тогда, когда делал что-то подобное. Например, ищут копирайтера для телеграм-канала, значит, обращают внимание, если писал для соцсетей, работал с экспертом, составлял контент-план и так далее.
Когда видят, что у человека есть опыт в похожей работе, то шанс получить работу очень высок, даже если по другим требованиям не подходит.
❌ Я писал статьи на тему кошек и бетономешалок
— И что? Нам же надо лендинги делать под детские конструкторы
✅ Делал прототипы лендингов для сети магазинов игрушек
— Класс! Марина, оформляй
Поэтому в отклике сразу прикладывайте работы по теме заказчика. Это сильно сэкономит ему время и даст вам неплохие шансы получить работу.
Подходит ли под требования
Требования могут быть абстрактные и конкретные.
Абстрактные — это стрессоустойчивость, коммуникабельность, врождённая грамотность, целеустремлённость, ответственность и подобная чушь. Можно смело пропускать такие требования между строк, потому что все из нас и коммуникабельные, и ответственные, и целеустремлённые, и вообще мы молодцы.
Интересно, бывали случаи, когда копирайтер увидел требование «целеустремлённый» и такой «Ой не, я не подхожу, точно не буду откликаться»?
Для кого и чего пишут такие требования — учёным до сих пор неизвестно. Очень сложно проверить, ответственный ли ты человек, пока не начнёшь работать. Возможно, потому что надо что-то написать и никто не задумывается, что это какая-то чушь. Ну вреда не приносит, и на том спасибо.
Конкретные — это уже требования, которые важны для работодателя. И их можно проверить или измерить.
Что это могут быть за требования:
👾 Самозанятость или ИП — мало кто сейчас готов просто отправлять деньги на карту или заморачиваться с ГПХ и налогами.
👾 Часовой пояс — чтобы копирайтер был на связи в то же время, что и заказчик.
👾 Образование — например, если нужен медицинский контент, то юристу будет тяжело.
👾 Опыт в определённой сфере — гораздо проще работать с тем, кто уже что-то подобное делал.
Короче, это всё, что нужно клиенту для нормальной работы. И вот работодатель смотрит — опыта нет, значит, следующий. А у этого опыт есть, рассмотрим его повнимательнее.
Не всегда, если не подходите под требования, надо отказываться от вакансии. Часто пишут с запасом. Если, например, нет необходимого опыта работы, скажите в отклике, что такого ещё не делал, но принципы понимаю и смогу научиться. Не «готов обучиться под вашим руководством», а «обучусь сам» — никто не хочет тратить своё время на чужое обучение.
Общая адекватность
Иногда копирайтеры начинают писать в отклике какую-то …. ну…. ну не так они начинают писать.
❌ У меня есть кошка, двое детей и любимая работа
— А мне какая разница, что творится у тебя в личной жизни
❌ Мамочка двух замечательных ангелочков
— Класс, но мне по барабану. Ещё и на больничный будет бегать
❌ Очень нужна работа, возьмите, пожалуйста, мне кушать нечего
— Жаль, конечно, этого добряка, но он же в рабочих чатах будет ныть постоянно
❌ Я отклик написал нерукотворный…
— Марин, вызывай скорую!
В общем, пишут то, что вообще никак не относится к вакансии. Всё это влияет на общее впечатление. И с большей вероятностью работодатель перейдёт к другому отклику, чем будет дальше изучать портфолио и тестовое.
Тестовое задание
Ну тут всё просто — понравилось тестовое работодателю или нет. Как здорово выполнил его копирайтер, какие вопросы задавал, что получилось в итоге.
Обычно тестовые задания очень похожи на реальную работу. И работодатель видит, что если копирайтер справился с тестовым, то и со всем остальным тоже справится без проблем.
Как делать тестовое задание, чтобы работодатель понял, что искал именно вас, рассказываю в бесплатном гайде по поиску работы копирайтером. Правда бесплатном.
Вот сразу несколько коротких советов:
- Задавайте вопросы, перед тем как делать тестовое.
- Придумайте вопросы и ответы самостоятельно, если нет возможности спросить у работодателя.
- Следите за сроками, Бога ради.
- Не прошли тестовое — ну и хрен с ним, оформите и положите в портфолио.
- Огромное тестовое бесплатно стоит делать только если очень хотите попасть в эту компанию.
Портфолио
Работодателю важно посмотреть, что уже делал копирайтер, как он писал для других проектов. Если в портфолио есть крутые и громкие компании — здорово, это повод обратить внимание. Если в портфолио нереальное количество работ без каких-то описаний — повод закрыть портфолио.
Часто работодатели вообще не смотрят портфолио. Но само его наличие говорит ему, что вы опытный спец, а не просто решили попробовать.
Про портфолио есть отдельная статья:
Реальные имя и фамилия
Скорее всего, большинству на это пофиг, но кого-то явно триггерит, когда на вакансию откликается «Фея вкусных текстов» или «Ыыыоароврыллвоыал Иваныч» с бананом на аватарке.
Если вам нечего скрывать, откликайтесь с настоящих аккаунтов, с реальными ФИО и аватаркой.
Громкие имена в портфолио
Первая мысль работодателя, когда он увидит Тинькофф, Яндекс, Газпром, Skillbox, МТС в портфолио копирайтера, может быть: «Ого! Значит и для нас он будет делать контент такого же уровня».
Конечно, это не всегда так, потому что в больших компаниях большой уровень редакторской и коллективной работы. Но сам факт того, что копирайтер работал в крупной компании, говорит о том, что он не профан, потому что новичков обычно на такую работу не берут.
Может получится замкнутый круг. Не берут в крупную компанию, потому что новичок → Не берут в маленькую компанию, потому что не работал с крупными.
Что делать. Попробуйте пойти по пути дизайнеров. Очень часто они берут страницу известной компании, переделывают её и кладут в портфолио. Понятно, что вы не работали с большими дядями, но сам факт наличия громкого имени в портфолио может отложиться на подкорке работодателя. Главное не обманывать.
Короче, точно ничего страшного не случится. Самое страшное что может произойти — потратите время на тренировку в текстах.
Часть этой статьи уже была опубликована в бесплатном гайде «Как копирайтеру найти работу». Скачивайте, читайте, внедряйте.
Подписывайтесь на мой канал по текстам «Илья Хоменко ведёт канал про копирайтинг». Там очень много глупых, но полезных шуток.