Почему не надо бояться работодателя?
Наверняка, есть те, кто особо не парится по поводу того, как складываются их отношения с работодателем. Спорю, что это - охреневшие айтишники в не таких уж растянутых свитерках и с баснословными ожиданиями по зарплате, которые загнанные в угол работодатели готовы удовлетворять. Лишь бы вышел, настроил 1С-ку, CRM-ку, и прочую КУ систему, которая повысит операционную эффективность, автоматизировал потуги бухгалтерии закрыться во время, а не медным тазом.
У меня есть подруга - черный пояс по 1С, так она открывает резюме на 15 минут на всем известном работном сайте и сразу закрывает. А потом целый месяц её резюме сразу рвётся в клочья кадровыми агентствами, у которых расставлены силки в виде интеграторов, автоматически скачиваемых любое худо-бедное резюме IT специалиста, и подругу начинают донимать агентства, желающие заработать на кандидатуре ценного кадра. Подруга сначала веселится, потом начинает раздражаться, при этом находится в состоянии -«хочу луну», вяло ходит на собеседования, прикалывается, выбирает пожирнее, погуще. Последнее место, где она осела - всем известный магазин напротив Мавзолея, со словами: «Хочу гламура!» Кстати, недавно эта подруга похвасталась свитером из кашемира за 90 тысяч. Надеюсь, не растянется.
Но это совсем другая лига. Остальные рабочекрестьянские офисные профессии не могут похвастаться такой востребованностью. Сразу после начала СВО, на том же известном работном сайте, судя по hh.индексу (отношение активных резюме к количеству вакансий), конкуренция среди кандидатов-белых воротничков обострилась и компании - международные ушли с рынка, и многие компания остановили найм из-за экономической неопределённости.
Помню, в конце 2022 на каждую вакансию юриста было более 20 активных кандидатов. Сама брала в штат юристов на зарплату 100-150 тысяч рублей, которые раньше получали 300 тысяч. Ведь в пандемию - незабвенные 2020-2021, юристов рвали на части, компании в аду регламентировали нормы, валящиеся как из рога изобилия на работодателей.
Сейчас ситуация получше, но не настолько (график приложила - показывает как раз количество активных резюме на одну живую вакансию, более 10 - значит конкуренция среди соискателей высокая, надо уже толкаться локтями).
И так, вернёмся к страхам простого офисного планктона перед всемогущим работодателем. Под работодателем я имею в виду экосистему, кстати, не всегда такую экологичную, как хотелось бы. На мой экспертный взгляд эта экосистема состоит на:
◦ 70% из непосредственного руководителя, который ставит задачи, контролирует, поддерживает, даёт обратную связь. Это в идеале. По факту - не всем везёт с адекватным боссом.
◦ 30% - это корпоративный обвязка - отдел кадров, бухгалтерия, служба безопасности, внутренний документооборот, корпоративная культура.
И чем более неадекватный начальник, тем больше стресса и страха за своё трудоустройство у его подчиненных.
Неадекватность проявляется по-разному. У кого-то - это ноль обратной связи, у кого-то - формула номер 1 российского управления «я - начальник, ты - дурак». Иногда мой любимый стиль, сама такая, «чайка-менеджер» - неожиданно, налетел, наорал, повозмущался, что без него ничего не могут, похлопал крыльями, и опять пропал в небесах.
Сотрудники - существа социальные, привыкают ко всему, и в зависимости от типа неадекватности, приспосабливаются под своего горе-босса.
Нет обратной связи - пишутся письма, дабы подтвердить правильным ли путем идём, товарищи? Пощупать - живой там вообще начальник или как. При формуле номер 1, выбирается философская позиция-антидот: «жираф - большой, ему виднее!». Для чайки - наращивается жирок стрессоустойчивости, по моему опыту самые орущие - самые безобидные, вентилируют свое негодование, по факту демонстрируют нехватку лидерских компетенций. Мысленно надо обнять и плакать, причем не только такого руководителя, а саму организацию.
Но тем не менее, будущее, карьера, повышение по зарплатной лестнице работника зависит от его отношений с руководителем. С учётом страха оказаться в принципе без работы многие терпят, тем более, что и коллектив хороший, и зарплата устраивает и вообще комфортно - тепло, светло, и одну надоедливую муху и потерпеть можно. Чем старше мы становимся и дольше работаем на одном месте, тем больше приспосабливаемся, даже немного расслабляемся.
А тут бац! Вторая смена! Меняется руководитель, который метет по-новому, или вас всё-таки просят на выход по разным причинам - накосячили, расслабились, или чайка-менеджер не просто так орал, а был повод.
В свои 46 лет, у меня есть минимум 5 знакомых, которых просили на выход, когда они не очень собирались. Меня тоже просили, правда планово, меняли структуру, кризис 2016, я всё понимала, выходное пособие подслащивало пилюлю. Но всё равно было очень дискомфортно, тебя как будто ссаживают с поезда, который мчится дальше. Не очень понятно, что за станция, и когда подъедет следующий поезд.
От неожиданности многие теряются, не могут поверить, принять. Перед глазами ужасы безденежья, поиска новой работы с неопределёнными сроками, опять же маячит непонятный новый босс. Адский выход из зоны комфорта в никуда.
Но не так страшен чёрт увольнения, как вы себе малюете, если взять голову и остальные части тела в руки. По нашему прекрасному Трудовому Кодексу, однозначно уволить работодатель может только за очень тяжёлые проступки - прогул (на работе отсутствие более 4 часов), алкогольное опьянение. Для офисных сотрудников данные кейсы не так типичны по сравнению с рабочими специальностями, так называемыми синими воротничками.
Всё остальное - то, что вы накосячили, нарушили процедуру, положение, не во время выполнили важное задание, проект, или просто боссу давно хотелось с Вами расстаться по личным причинам - сложно оформляется по нашему опять же распрекрасному Трудовому кодексу.
Эмоционально вас пугает сам босс и неприятный разговор в отделе кадров об увольнении не по вашей инициативе, также с ужасом думаешь об остальной машине работодателя, помните те 30%, которая вот-вот запустится и переедет Вас.
На самом деле - эта работодатель обвязан нормами и трудовым законодательством так, что мама не горюй. Всем кажется, что кадровичка, как фея динь-динь, посыпет волшебной пыльцой неугодного сотрудника, и он или она исчезнет, как и не было. А для отдела кадров импульсивное решение руководителя кого-то уволить является проблемой, так как фактуры в виде подписанных должностных инструкций, ознакомления под подпись с регламентами, оформленных дедлайнов проекта - скорее всего нет. То есть корпоративная часть работодателя по факту Вам в большую помощь. Отдел кадров без нормальной фактуры не сможет уволить работника.
Поэтому не надо вестись на провокацию. Cкорее всего вам предложат уволиться по собственному желанию, предъявив ваши косяки. Надеясь, что вы затрепещите и уйдите по добру, по здоровому.
Но вы-то не лыком шиты, если за вами нет ярковыраженных грехов, то можно смело отказаться писать заявление об увольнении по собственному желанию. Вы поставите в тупик бедного кадровика. Для пущего эффекта, можете предупредить, что запишите на диктофон разговор, закон этого не возбраняет, работодателя это взбодрит, покажет серьёзность ваших намерений.
Опытные специалисты отдела кадров готовят несколько сценариев разговора, на все возможные опции поведения увольняемого. Если вы уверенно сообщите, что не намерены сами уходить, то наиболее вероятный вариант дальнейшего развития событий, это - разговор по душам с предложением расстаться полюбовно, то есть с выплатой по так называемому соглашению сторон. И тут нужно взвешенно и конструктивно отнесись к этому предложению, попросив разумную сумму.
Обычно к 2-3 зарплатам работодатель относится спокойно. Если вы выкатите сумму более высокую, это вызовет раздражение, но может сработать. Рекомендую называть сумму в 4-5 зарплаты, сторгуетесь на 2-3х. Ваша задача - уволиться экологично с выплатой, чтобы спокойно начать поиск работы.
А это уже другая история, смена работы - всегда к лучшему, новые задачи, новые проекты, новые компетенции. Выход из зоны комфорта - это всегда про развитие. Относитесь к своему увольнению позитивно - одна дверь закрылась, значит, другая откроется. Как искать, а главное находить новую работу - это отдельная песня. Расскажу в следующей статье.