Новый налог 3%: как, когда и кому платить?
С 1 апреля 2025 года участники рекламного рынка должны отчислять 3% сбор за доходы от распространения интернет-рекламы. Многие до сих пор не понимают, когда, кто и как будет платить этот оброк. Подъехала пояснительная бригада, сейчас во всем разберемся. Погнали!
А ПЛАТИТ КТО?
Свои кровные 3% с дохода от распространения рекламы в сети должны платить:
- рекламораспространители;
- рекламные агентства и другие посредники, кто работает в интересах рекламодателя и/или распространителя;
- операторы рекламных систем;
- рекламодатели.
Последние отчисляют налог, если заключили договор на рекламу с иностранным лицом. Заказчик (он же рекламодатель) самостоятельно исчисляет сумму сбора из вознаграждения иностранного лица, и выплачивает его в бюджет.
В остальных случаях расчет сбора на стороне РКН. От участников нужно лишь грамотно подать сведения в ЕРИР.
ИСКЛЮЧЕНИЯ, НЕ ПОПАДАЮЩИЕ ПОД СБОР
Социальная реклама не облагается 3%-м сбором за ее распространение. Также исключения составляют:
- сайты телеканалов, радиоканалов и информационных агентств;
- сайты сетевых изданий с госучастием или тиражом печатных изданий от 300 тыс. в год;
- телеканалы в мультиплексах (при трансляции на сайтах АВС).
КОГДА ПЛАТИТЬ
Сбором облагается доход от интернет-рекламы со 2 квартала 2025 года. Не важно, что договор был заключен ранее. Если по нему продолжает распространяться реклама – платим.
Сроки начисления и оплаты первого сбора по итогам 2 квартала:
- до 30.07.2025 подаются данные в ЕРИР;
- 15.08.2025 будет сформирована база и сумма сбора за 2 квартал, станет доступна для подписания декларация;
- до 25.08.2025 нужно подписать декларацию;
- до 05.09.2025 произвести оплату в ЛК ЕРИР/Госуслуги или по квитанции.
Сбор начисляется и оплачивается поквартально. Не забывайте проверять данные в личном кабинете ЕРИР до формирования декларации. Если она сформирована, внести правки можно с помощью универсального корректировочного документа (УКД) в течение 10 дней.
ПОСРЕДНИК ИЛИ АГЕНТ
В базу отчислений пойдут все закрывающие документы, начиная с 01.04 и позднее. То, по какому договору работают участники рекламного рынка: услуговому или агентскому – влияет на базу для сбора.
Договор оказания услуг предполагает, что исполнитель оказывает их за свой счет и получает за это оплату. Согласно бухучету, доходом здесь считается вся выручка, включая рекламный бюджет. От этой суммы и будет считаться 3%-й сбор.
Агентский договор означает, что исполнитель делает что-либо за счет заказчика и получает за это комиссию. В данном случае комиссия агента и будет базой для расчета сбора.
Когда в цепочке только договоры оказания услуг, сбор платит ОРС или посредник, а другие участники освобождены от уплаты. Если в цепочке появляется агентский договор,то агент платит 3% со своей комиссии, а остальные участники цепочки со своего дохода.
Важно:
- не дублировать акты в разные ОРД;
- не дублировать акты каждому контрагенту.
В рамках акта сведения подает один участник сделки. Скоро в ЕРИР будет возможность ограничить передачу данных о сделке, где вы исполнитель.
ВЫЧЕТ РАСХОДОВ НА РЕКЛАМУ
Расходы не принимаются к вычету, если:
- данные о рекламе не переданы в ЕРИР;
- реклама распространена на информационном ресурсе, доступ к которому ограничен законодательством РФ;
- реклама распространена на ресурсе иностранного лица, не исполнившего требования, ограничения и запреты.
Данные считаются переданными в ЕРИР, если зарегистрированы договор и акт РД, зарегистрирован креатив и представлена статистика/информация по размещению креатива.
Сведения нужно проверять в ЛК ЕРИР рекламодателя. Если есть нарушения, то договор будет подсвечен красной полоской.
Итак, основные моменты об уплате рекламного сбора в целом понятны. Первый блин бывает комом, надеюсь мы сможем избежать ошибок и штрафов. Ключевое – правильно определить, кто платит, когда и с какой базы. Не забывайте про исключения, внимательно относитесь к оформлению договоров, вовремя и корректно передавайте данные в ЕРИР – и будет вам счастье. Всем удачи!