Навигация в штормах: уроки Константина Попова от моря к бизнесу

Константин Попов — опытный моряк и лидер, чья жизнь неразрывно связана с морями и парусным спортом. Начав свой путь в 1980 году на маленькой яхте «Оптимист», он прошел более 60 000 морских миль, управлял большими парусниками и организовал свыше 100 учебных плаваний и экспедиций, включая смелые путешествия в Арктику и Антарктиду. Основатель Университета морской практики и арктического туризма, а также Экспедиционно-образовательного центра «Морская практика», Попов сочетает более 40 лет морского опыта с 30-летним управленческим мастерством. Опираясь на традиции русской и голландской морских школ, он создал и возглавил успешные команды на море и на суше, предлагая глубокие идеи о лидерстве, управлении кризисами и устойчивости. В этом интервью Попов делится уроками своей морской карьеры и их применением в предпринимательстве и бизнесе.

1. Вы провели более 40 лет в море, сталкиваясь с непредсказуемой погодой и сложными условиями. Можно ли провести параллель между штормом в океане и периодами неопределенности в бизнесе? Каким был ваш первый урок в этом смысле?

Штормы — будь то экономические или личные — постоянная часть жизни. Человечество научилось их предсказывать, как мы прогнозируем океанские штормы с помощью современных инструментов, зная, когда они начнутся и как подготовиться. В открытом море шторм часто можно обойти, но в узких пространствах, где нет места для маневра, он становится опаснее. Моряки обучаются техникам штормования, но ключевым фактором остается поведение капитана и команды — насколько они подготовлены.

В бизнесе, как и в море, приоритеты меняются во время шторма. Обычно цель корабля — прибыть в пункт назначения вовремя, например, доставить груз из Буэнос-Айреса в Гамбург. Но в шторм задача становится иной: обеспечить безопасность и сохранить ресурсы, чтобы позже выполнить основную миссию. Самый важный урок — штормы временны, они всегда заканчиваются. Мой первый урок заключался в том, чтобы сохранять ресурсы и держать фокус на конечной цели, даже если обстоятельства заставляют временно отступить. Нужно знать пределы своего судна: маленькая яхта «Оптимист» не выдержит метровые волны, поэтому ищет укрытие. Большой корабль, напротив, должен продолжать движение и сохранять управление, чтобы пережить шторм.

2. В парусном спорте часто говорят, что важно «чувствовать ветер». Как этот навык можно применить в бизнесе, чтобы своевременно реагировать на меняющиеся условия рынка?

Парусный спорт — элитный вид спорта, не из-за стоимости (сегодня он доступен, как уроки английского), а из-за требований к командной работе и технической точности. Успех зависит от правильного распределения ролей, мотивации команды и постоянного совершенствования оборудования и навыков. Каждое небольшое улучшение, добавляющее 0,05% к производительности, в сумме дает значительный результат. В гонке на 3000 миль прирост скорости на 1% может означать огромное преимущество.

«Чувствовать ветер» означает стратегически читать внешние условия. На море ты решаешь, приблизиться ли к облаку ради сильного ветра или держаться подальше, идти ли ближе к берегу или в открытое море. В бизнесе это означает улавливать изменения рынка — новые тренды, конкурентов или экономические сдвиги — и использовать их в своих интересах. Как моряки используют циклоны для ускорения, предприниматели могут задействовать внешние силы, такие как новые технологии или поведение потребителей, чтобы получить конкурентное преимущество. Важно оставаться наблюдательным и гибким.

3. В условиях шторма на море нужно быстро принимать решения и при этом сохранять безопасность команды и судна. Как в предпринимательской деятельности найти баланс между скоростью принятия решений и их качеством?

В кризисные моменты решения должны быть быстрыми, но подход зависит от судна. Маленькая яхта «Оптимист» должна искать укрытие, а большой корабль обязан продолжать движение, чтобы сохранить управление. Быстрота не означает поспешных действий. Например, если ветер изменился, капитан может решить подождать час, предполагая, что ветер вернется, вместо немедленного изменения курса. Но это решение нужно четко донести до команды. Если капитан молчит, команда может усомниться в его компетентности, что подрывает доверие.

В бизнесе предприниматели должны быстро принимать решения, исходя из ресурсов и целей, но избегать импульсивных шагов. Крупная компания может переждать кризис, продолжая работать, даже если временно сбилась с курса, тогда как стартап может нуждаться в смене стратегии или поиске укрытия. Четкая коммуникация критически важна — объясните план команде, обозначьте запасные варианты и держите их в курсе. Это создает уверенность, как капитан, который заверяет экипаж, что «папа за всем следит».

4. Вы организовали свыше 100 учебных плаваний и экспедиций, в том числе в Арктику и Антарктиду, где условия максимально суровы. Как вы формируете команду, готовую к таким испытаниям? Что делаете, чтобы поддержать мотивацию и боевой дух людей?

Арктика и Антарктида — сложные регионы: холод, лед и непредсказуемость. Мне вспоминается объявление Эрнста Шеклтона в 1914 году о наборе в антарктическую экспедицию: низкая плата, месяцы темноты, возвращение не гарантировано. И все же он получил 5000 заявок. Людей привлекают значимые вызовы. Как Сергей Королев, подбиравший команды для космоса, я ищу людей, разделяющих миссию и любящих дело. Навыкам можно научить, но мотивация должна быть внутренней.

Мой опыт в социологии организаций, под руководством русского социолога Герчикова, показал, что «патриоты» — те, кто движимы целью, — основа любой команды. Для поддержания морального духа я создаю общее чувство цели, обеспечиваю открытую коммуникацию и веду личным примером. В суровых условиях капитан работает вместе с экипажем, показывая, что мы все в одной лодке. Это укрепляет устойчивость и поддерживает дух.

5. У вас за кормой десятки тысяч морских миль и опыт управления большими парусными судами. С какими самыми сложными ситуациями вы сталкивались и чему эти испытания научили вас с точки зрения антикризисного менеджмента?

Часто спрашивают, страшно ли в шторме. Нет, если ты подготовлен. Корабль закреплен, экипаж проинструктирован — это рутина. Настоящая проблема — шквал, внезапный порыв ветра, который налетает без предупреждения. Двадцать лет назад на 7-метровой лодке в Обском море мы попали между двумя сливающимися грозовыми ��учами, образовавшими смерч. С полными парусами, градом и нулевой видимостью те три минуты казались часами. Мы не успели ничего сделать, только пережить.

Это научило меня, что подготовка — основа антикризисного управления. Шквалы непредсказуемы, но риски можно снизить, оставаясь бдительным и готовым. В бизнесе это означает предвидение сбоев — проблем с поставками, рыночных кризисов — и наличие запасных планов. Второй урок — устойчивость: кризисы проходят, и их преодоление укрепляет уверенность. Подготовленная команда справится с чем угодно, но неподготовленность ведет к катастрофе.

6. В море, помимо природных угроз, много непредвиденных обстоятельств: от технических поломок до человеческого фактора. В бизнесе аналогично: финансовые риски, кадровые вопросы. Как руководителю научиться «держать нос по ветру» и сохранять лидерство при неопределенности?

Главная задача капитана — наблюдение: за погодой, состоянием корабля и настроением экипажа.На учебном паруснике «Крузенштерн» курсанты шутили, что главная задача капитана — «пить кофе». Это хороший знак — он спокойно наблюдает, а не суетится. Если капитан бегает и все проверяет сам, он становится матросом, а не лидером.

В бизнесе лидеры должны держать 360-градусный обзор: следить за рыночными трендами, внутренними процессами и динамикой команды. Замечая далекое облако или усталость сотрудника, ты действуешь проактивно. Лидерство — это эффективное делегирование при сохранении информированности, чтобы команда доверяла твоим решениям. Эта бдительность и спокойная уверенность позволяют опережать кризисы — в море или в офисе.

7. Вы знакомы не только с русской, но и с голландской морской школой. Чем отличаются их подходы, и что ценного предприниматели могут перенять из этих морских культур?

Голландская школа более практикоориентирована. Студенты начинают с краткой теоретической сессии, затем идут в море, переходя от роли матроса к навигатору или механику на одном корабле. Это быстро развивает практические навыки. Русская школа, уходя корнями в традиции XX века, делает упор на длительную теоретическую подготовку на берегу перед выходом в море. Хотя это основательно, иногда студенты только после практики понимают, что море им не подходит.

Предприниматели могут перенять голландский акцент на быструю практику — тестировать идеи на рынке, а не перепланировать. Русская глубина подготовки напоминает о важности прочного фундамента. Сочетание обоих — практических экспериментов и стратегической основы — создает гибкие и устойчивые бизнесы.

8. Бывали ли моменты, когда у вас, что называется, «опускались руки»? Как вы справлялись с такими ситуациями, и чему предприниматели могут научиться из этих историй?

У каждого бывают моменты сомнений, в море или на суше. В 2020 году у мыса Горн на 20-метровой яхте мы попали в шторм с порывами ветра до 70 узлов. Каждая волна будила меня, но у нас был прогноз погоды, и мы знали, что, взяв чуть севернее, выйдем из зоны. После шести тяжелых часов мы выбрались. Ключом была стратегия и вера в то, что шторм пройдет.

Предпринимателям нужно поступать так же: в моменты неопределенности составьте прогноз — ваше лучшее предположение о развитии ситуации — и действуйте. Даже если путь неясен, выбор направления сохраняет движение. Урок в том, чтобы быть упорным: штормы заканчиваются, и действие, даже несовершенное, создает импульс и уверенность.

9. При плаваниях в высоких широтах велик риск обледенения, которое критически влияет на плавучесть и управляемость судна. С чем вы сравнили бы «обледенение» в бизнесе, и какие «инструменты» позволяют своевременно его «сбивать»?

Обледенение утяжеляет корабль и снижает его управляемость, напоминая старый советский анекдот: в ЦК вызывают космонавтов и объявляют, что они полетят на солнце, чтобы обогнать американцев. Те возражают: «Мы же сгорим!» На что им отвечают: «В ЦК не дураки, полетите ночью».

Мы избегаем зимних походов в Арктику и Антарктиду, но обледенение может случиться. Экипаж должен активно его убирать, а капитан работает вместе с ними, поддерживая моральный дух.

В бизнесе «обледенение» — это все, что тормозит: бюрократия, устаревшие процессы или токсичная динамика в команде. Чтобы «сбить» его, нужны регулярные проверки для выявления неэффективности, открытая коммуникация для решения проблем с моралью и готовность адаптироваться. Как экипаж борется с обледенением вместе, команда в бизнесе должна коллективно решать проблемы, чтобы оставаться гибкой.

10. Антарктида и Арктика — регионы с экстремальным климатом и ограниченной инфраструктурой. Как при столь ограниченных ресурсах сохранять дальновидное планирование? И как подобный опыт можно применить в деле стратегического планирования компании?

В этих регионах наша главная задача — сохранить способность экипажа и корабля выполнять миссию. Каждый поход начинается с тщательного планирования, как у самолета с запасным аэродромом на случай тумана в пункте назначения. Мы просчитываем альтернативные маршруты и укрытия на случай неожиданных ветров или льда.

В бизнесе стратегическое планирование в условиях ограничений означает приоритет устойчивости и гибкости. Всегда имейте запасной план — альтернативных поставщиков, рынки или источники дохода. Планирование сценариев, как прокладка запасных маршрутов, готовит к сбоям. Избегайте подхода «авось, небось, как-нибудь»; четкие, адаптивные стратегии позволяют менять курс, не теряя из виду долгосрочные цели.

11. Вы основали «Университет морской практики и арктического туризма». Какое значение имеет образование и постоянное обучение для предпринимателя, который хочет выживать и процветать в турбулентные времена?

Наш университет — не традиционный кампус, а предпринимательский хаб, развивающий морское дело и знания об Арктике и Антарктиде. В 1980-х выпускник бизнес-школы менял работу дважды за карьеру. Сегодня люди меняют роли каждые два года и профессии несколько раз. Чтобы оставаться конкурентоспособным, предприниматели должны постоянно учиться, особенно новым инструментам, таким как ИИ, который меняет индустрии.

Непрерывное образование расширяет кругозор, стимулируя инновации на стыке дисциплин — например, ядерной физики и биологии. Наш университет способствует развитию морского бизнеса через знания. Предприниматели, инвестирующие в обучение, быстрее адаптируются, используют возможности и процветают в неопределенности.

12. Судя по вашему опыту, капитан на судне — это человек, который несет максимальную ответственность за все, что происходит. Как он правильно делегирует задачи? И чему предпринимателям стоит поучиться в этом вопросе?

Капитан — это сердце корабля, формирующее его культуру. Я видел, как один и тот же корабль с похожим экипажем менялся при разных капитанах. Капитан задает тон, но опирается на «коллективный разум» — старших помощников, механиков, штурманов. Делегирование означает доверие этим экспертам при сохранении окончательного решения.

Предприниматели должны следовать этому: создайте круг доверенных специалистов, делегируйте задачи экспертам, но сохраняйте четкое видение. Избегайте убеждения, что половина проблем решится сама — это путь к застою. Вместо этого наделяйте команду четкими ролями и ответственностью, чтобы бизнес работал гладко даже в кризис.

13. Морские экспедиции требуют не только физической, но и психологической выносливости. Можно ли «натренировать» умение сохранять ясность мышления в кризис? Какие приемы или упражнения вы рекомендуете для психической устойчивости?

Опыт формирует устойчивость. Я пережил кризисы — 1991, 1998, 2008 — и каждый казался уникальным, но мы выстояли. Знание, что штормы проходят, дает психологическую силу. Чем больше испытаний ты проходишь, тем меньше они пугают.

Для тренировки ясности мышления практикуйте спокойствие под давлением. В море я фокусируюсь на том, что могу контролировать — проверке корабля, инструктаже экипажа — и игнорирую хаос. В бизнесе моделируйте кризисы через планирование сценариев или стресс-тесты, чтобы укрепить уверенность. Делитесь позитивными новостями лично, чтобы пресечь слухи и поднять моральный дух. Эти привычки сохраняют ясность ума и стабильность команды.

14. И в завершение: представим, что вы даете совет предпринимателю, который впервые сталкивается со своим «штормом» в бизнесе. С чего начать, чтобы этот шторм стал не разрушением, а источником роста и развития?

Многие думают, что предпринимательство — это погоня за деньгами, но настоящие лидеры движимы страстью и миссией. В кризис вернитесь к тому, зачем вы начали. Штормы проверяют вашу решимость, но также раскрывают сильные стороны. Начните с оценки ресурсов — команды, финансов, связей — и составьте четкий план, даже если это предположение. Сообщите его команде, чтобы укрепить доверие. Затем действуйте решительно, зная, что шторм закончится. Каждое преодоленное испытание делает вас сильнее, превращая трудности в катализатор роста. Делайте, что должно, и успех придет.

Подписывайтесь на «Активный предприниматель»! Получайте вдохновение, практичные советы и истории ��спеха от лидеров, которые превращают штормы в возможности. Будьте в курсе новых идей и стратегий для вашего бизнеса!

Начать дискуссию