Как селлеру защитить карточку товара от копирования
Копирование карточки товара – это потеря потенциальных клиентов и снижение дохода, часто сопровождающиеся ущербом деловой репутации бизнесу. Как же ее защитить?
Хотя невозможно полностью исключить возможность копирования карточки товара, существуют определенные шаги, которые можно предпринять для защиты ее содержимого.
Запомните: любой объект науки, литературы или искусства, созданный творчеством человека, защищается авторским правом. Причем исчерпывающего перечня таких объектов не существует.
Поэтому права на интеллектуальную собственность должны соблюдаться и в маркетинге. Карточка товара – это сочетание самостоятельных объектов авторского права (фотографии, видео, инструкции, описания товаров и пр.), каждый из которых защищается авторскими правами.
Важно: авторские права не регистрируются, объекты авторских прав подлежат защите с момента их создания.
Соответственно, о защите своих авторских прав следует заботиться ЗАРАНЕЕ!
Исчерпывающий перечень доказательств авторства отсутствует, однако, можно назвать наиболее популярные способы:
- заключать договоры на создание контента и передавать по ним авторские права от исполнителя заказчику;
- сохранять исходные материалы и размещать информацию об авторском праве на самом контенте;
- зарегистрировать товарный знак;
- загружать контент в облачное хранилище;
- депонировать созданный контент.
А если вы обнаружили, что содержимое вашей карточки скопировали, то для защиты своих прав вы можете сделать следующее:
- направить нарушителю претензию с требованием об удалении скопированных материалов и предупреждением о последствиях его бездействия, включая санкции соответствующего маркетплейса;
- обратиться к администрации маркетплейса, как информационному посреднику, с тем же требованием. Маркетплейсы вводят свою ответственность для нарушителей чужих авторских прав, как денежную, так и, например, пожизненный бан;
- подать иск в суд с требованием о возмещении ущерба или компенсации.
Компенсацию можно потребовать в одной из трех форм:
· в размере до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
· в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
· в двукратном размере стоимости права использования произведения.
Помимо гражданско-правовой ответственности за нарушение авторских прав в России предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Согласно ст. 7.12 КоАП РФ незаконное использование экземпляров произведений в целях извлечения дохода, использование контрафактных экземпляров произведений или указание на экземплярах ложной информации об обладателях авторских и смежных прав, влечет штраф в размере:
- на граждан - от 1,5 до 2 тыс. руб.;
- на должностных лиц и ИП - от 10 до 20 тыс. руб.;
- на юридических лиц - от 30 до 40 тыс. руб.
А если стоимость экземпляров произведений либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 100 тыс. руб., то это уже уголовная ответственность по ст. 146 УК РФ, которая может быть в виде:
- штрафа до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы нарушителя за период до 18 мес.;
- обязательных работ на срок до 480 часов;
- исправительных либо принудительных работ на срок до 2-х лет;
- лишением свободы на срок до 2-х лет.
Более подробно об авторских правах смотрите в моей статье: Как защитить авторские права в интернете: инструкция для инфобизнеса
Юрист по защите онлайн-проектов | Юлия Тулинова