Налоговая следит за фрилансерами и самозанятыми

Легализация теневой занятости успешно проведена с помощью самозанятых. Налоговый контроль ведется с помощью системы МАРМ и АИС "Налог-3". Риск-ориентированный подход и баллы лежат в их основе.

<i>Риск-ориентированный подход основан на рейтинге налогоплательщика и сильно влияет на частоту и глубину внимания ИФНС. </i><br />
Риск-ориентированный подход основан на рейтинге налогоплательщика и сильно влияет на частоту и глубину внимания ИФНС.

Эксперимент по новой форме налоговых отношений граждан и государства - «самозанятые» начинался в нескольких субъектах РФ и охватывает в настоящее время более 9,0 млн. граждан из 76,2 млн. всего трудоспособного населения.

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТИ

Основная цель ИФНС - вывести теневую занятость в прозрачную форму - достигнута. За 2023 год суммарная выручка всех самозанятых превысила 3,2 трлн. руб., что при базовой ставке налога в 6% от выручки показывает многомиллиардный успех бюджета от выведения фрилансеров в правовое поле.

В свою очередь бизнес не мог не воспользоваться льготным налоговым режимом в отношении сверхдорогого человеческого ресурса. Практика перевода штатных сотрудников в «самозанятых» стремительно распространилась.

Экономия 43% от общего фонда оплаты труда (13% НДФЛ, 30% взносы в Фонды), отмена трудовых гарантий: больничных, декретных, отпусков, уведомительная процедура «увольнения»; сниженная ответственность за нелицензированное ПО на индивидуальных ноутбуках самозанятых, экономия на аттестации рабочих мест, возможность небольшого обналичивания - в сумме сделали фриланс очень привлекательным для работодателей.

СИСТЕМА МАРМ ДЛЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ

ФНС России и Верховный суд РФ заблаговременно подготовились к встрече с любителями оптимизации. Постановлением Пленума ВС РФ №15 от 29 мая 2018г. обобщена судебная практика и фиксированы подробные критерии подмены трудовых отношений - гражданско-правовыми. ФНС России 15 апреля 2022 письмом № ЕА-4-15/4674 подробно разъяснила признаки ухода от налогообложения с помощью самозанятых.

Дополнительно ФНС России совместно с АО «ГНИВЦ» (Главный научный инновационный внедренческий центр) запустили систему МАРМ (мобильная автоматизированное рабочее место инспектора) в рамках АИС «Налог-3». Система в автоматическом режиме отслеживает недобросовестных работодателей с помощью алгоритмического подхода и одновременного доступа к различным базам данных о налогоплательщиках.

ЧТО ОТСЛЕЖИВАЕТ НАЛОГОВАЯ

Логика алгоритмов МАРМ использует благовидный риск-ориентированный подход при организации контрольно-надзорной деятельности, предусмотренный ФЗ-294 от 26.12.08. Согласно данному подходу каждому налогоплательщику система присваивает «риск-балл». Чем выше балл, тем выше вероятность камеральной и выездной проверки. Критерии присвоения баллов и их вес публично не озвучиваются, но корреспондируют признакам из письма ФНС № ЕА-4-15/4674. Методом наблюдений можно выявить ключевые риск-ориентиры, значительно повышающие баллы:

· «моно-клиент» - когда у самозанятого доход только от одной организации;

· множественность чеков от различных самозанятых в одной организации;

· наличие трудовых отношений у самозанятого и заказчика в прошедшие 2 года;

· совпадение дат расчётов с самозанятым с датами зарплат;

· динамика страховых выплат;

· динамика среднесписочной численности работников;

· показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки.

Алгоритм скоринговой системы постоянно совершенствуется на основе накапливаемых данных и всестороннего анализа с помощью искусственного интеллекта. После завершения роста количества самозанятых ожидается интенсивный процесс отделения «семен от плевел», а именно, выделение с помощью МАРМ настоящих фрилансеров по призванию от переоформленных для оптимизации сотрудников.

Основным выгодоприобретателем от использования самозанятых являются организации. Как следствие, максимальная ответственность возлагается именно на юридические лица и включает в себя:

· Доначисление всех неуплаченных сборов и взносов за весь период использования самозанятых (суммарно 43% от ФОТ);

· Штраф в размере 20 - 40% от суммы неуплаченных сборов и взносов (ст. 122 НК РФ);

· Штраф от трудовой инспекции от 3000 руб. до 100 000 руб. (ст. 5.27 п.4 КоАП РФ).

Заблаговременно и добровольно «выбеленная» налоговая база самозанятых работников становится надежным фундаментом пополнения бюджета при ожидаемой налоговой реформе 2024 года.

Ставки на доходы самозанятых будут неизбежно расти по мере увеличения бюджетного дефицита. В свою очередь системы налогового мониторинга и инструменты МАРМ не позволят от них уклоняться желающим вновь уйти в тень.

Для счастливчиков-самозанятых успешно преодолевших порог годовой выручки - приключения только начинаются приобретением статуса ИП. Более подробно можно почитать по ссылке.

#риск-ориентированный подход

#налоговая следит

Начать дискуссию